Конец цифровой вольницы: как Кремль ставит Вконтакте под свой контроль

В октябре 2013 года мы писали о том, как прокремлёвская компания United Capital Partners пытается надавить на Павла Дурова, создателя сети Вконтакте, поставив оную сеть под свой контроль. Увы, с грустью приходится констатировать, что луддиты с Лубянки добились своего: 25 января Дуров заявил, что он продал все оставшиеся у него акции (12%) своему другу Ивану Таврину, директору «Мегафона».

Несмотря на то, что формально Дуров остаётся на посту генерального директора, его слова, что «совет директоров прислушивается к моему мнению не из-за наличия или отсутствия у меня доли, а потому, что я создал эту сеть и понимаю ее глубинные механизмы», являются, скорее, утешением для пользователей. Если учитывать, кто входил в число инвесторов компании, то такой вариант развития событий при текущей политической обстановке был предсказуем.

Изучение личностей инвесторов превращается в увлекательный конкурс «найдите здесь русских». По данным на 2007 год, 70% уставного капитала принадлежало семейству Мирилашвили (сыну и деду), 10% Льву Левиеву и лишь 20% являлись долей Дурова.

Наибольшее любопытство вызывает семейство (хотя можно использовать слово «род») Мирилашвили. Михаил Мирилашвили — прекрасный человек, родом из грузинских евреев, в 2001-ом году обвинённый в похищении двух человек, которые похитили его отца. Обвинение в убийстве позже оказалось снято, а срок заключения снижен с 12 до 8 лет. В первом же интервью, данном после выхода на свободу, заявил, что стал «еще более, чем прежде, евреем».

10% акций принадлежали отцу Михаила Мирилашвили (ранее похищенному), 60% Вячеславу Мирилашвили — его сыну (из-за угрозы похищения переехавшего в Израиль). Вячеслав учился с Павлом Дуровым в одном классе и, спустя много лет, увидев успех своего одноклассника, «отыскал адрес Дурова, и вскоре друзья обсуждали перспективы соцсети для студентов» («Перспектив такой: жить хочешь?»).

miriash

Like father, like son: отец и сын Мирилашвили

Ещё 10% принадлежали Льву Левиеву, учившемуся в одной школе в Тель-Авиве с Мирилашвили.

Со временем доля Мирилашвили уменьшалась, акции скупала Mail.ru Group (ранее фонд DST). На сегодняшний день 40% процентов акций принадлежит Mail.ru Group. И «Мегафон», и Mail.ru в свою очередь принадлежат Алишеру Усманову, узбеку, в 1980-ом году осуждённому за вымогательство и изнасилование, а затем прочно и дорого замаскировавшего этот факт.

Сейчас же давний друг Путина Усманов занят тем, что расставляет своих людей в руководство Вконтакта и скупает все сколько-нибудь важные медиаресурсы — даже Хабрахабр какое-то время находился под его контролем.

В апреле 2013 года доля Мирилашвили была выкуплена фондом United Capital Partners, который возглавляет Илья Щербович. Щербович входит в советы директоров таких крупных компаний, как «Роснефть», «Транснефть», «Федеральная сетевая компания». Личность Щербовича тоже весьма интересна: Forbes посвятил специальный материал тому, как Игорь Щербович обходил законодательные ограничения и продавал акции Газпрома иностранным компаниям. Само собой, Щербович — давний партнёр правительства РФ, всё как положено: отмывание денег, оффшоры, рейдерство.

Итак, всё закончилось. Русские не владеют компанией «Вконтакте». Она принадлежит многонациональным новиопам, тесно связанным с правительством. Более того, практически все владельцы замешаны в разного рода преступлениях, начиная от банального похищения людей и заканчивая аферами по продаже недр в таких масштабах, что в приличных странах это классифицируется как high treason. Важно понимать, что эти люди не просто нерусские, они антирусские, происходящие из фанатичных религиозных общин, или, в случае Таврина, находящиеся под контролем насильников и убийц в буквально смысле слова.

tavrin

Механический друг независимого русского предпринимательства робот «Иван Таврин 1.0»
со своим изобретателем Алишером Усмановым.

И этих уголовников праздничного происхождения объединяет связь с Кремлём — увы, их цели совпадают.

Но всё же, чем так важен Вконтакт? Ведь это всего лишь социальная сеть, и вообще, «собаки лайкают — караван идёт»?

В одном из материалов мы заметили, что Рунет во многом превосходит остальной интернет.

Из-за того, что мы не можем выразить свою национальную волю посредством каких-либо институтов, практически все интеллектуальные события России отражаются и дублируются в сети. И дело даже не только в отсутствии таких русских институтов, как суды присяжных или же законодательного собрания. Увы, у нас очень мало клубов для обсуждения чего-либо. Без разницы, будь то клуб юных историков, собрание любителей 3D-печати или же общество филологов. Физические встречи становятся всё сложнее и сложнее, а уж организация массовых собраний на улице де-факто запрещена.

Но Вконтакт дал русским инструмент для моментального обмена самой различной информацией, включая политическую.

Это дало возможность организовывать виртуальные клубы, посвящённые самым различным тематикам: Вконтакте есть и изучение оперного искусства, и общества по изучению немецкой философии, и молодые издательства. И, что очень важно, доля профессионалов, принимающих участие в обсуждении узких тематик, очень высока.

Безусловно, огромную долю составляют сообщества с котиками и весёлыми картинками, но ценность представляют именно узкоспециализированные паблики, дающие возможность общественной дискуссии, которую очень сложно осуществить в реальности.

Кроме того, доброй традицией стало собирать народные сходы буквально в пару кликов. Hi-tech pogrom — в массы!

Немаловажную роль при этом играет скорость мобильного приложения — Facebook работает с такой скоростью, что митинг или марш уже успеют закончиться, пока вы будете его открывать. Кстати, мобильные приложения разрабатывались на конкурсной основе, в конкурсе мог принять участие любой желающий, а призы составляли миллионы рублей.

Также Вконтакте крайне неохотно идёт навстречу правоохранительным органам, когда дело касается таких вопросов, как блокировка оппозиционных групп, крайне редко блокирует за какие-либо изображения, в отличие от других социальных сетей, где за фотографию красивой девушки аккаунт могут заблокировать не просто быстро, а очень быстро. Что уж говорить про огромное количество развесёлых ультраправых групп, появление которых сложно представить в какой-то другой соцсети…

Итак, у нас есть невероятно мощный и удобный инструмент, позволяющий любому интеллектуалу найти себе собеседника и воскресить профессиональные объединения, дающий возможность моментально собрать народный сход на месте, при этом авторы этого инструмента крайне неохотно идут навстречу властям.

Само собой, Кремль сделал всё возможное, чтобы подчинить этот инструмент с 60-миллионной аудиторией себе. Помимо рациональных соображений, Дурова выжили из-за физической неприязни к свободным людям.

Идеалы Дурова близки к либертарианским, он высмеивает глупость и бездарность, негативно относится к российским властям, разумно обосновывает вред алкоголя и никотина (реклама этих продуктов Вконтакте запрещена). Сейчас у него почти 6 миллионов подписчиков.

Можно сказать, что впервые за долгое время в РФ появился достойный молодёжный кумир, влияющий на юные умы. Но продажа акций очень похожа на сбор багажа. Постепенно уходят опытные разработчики, а во всей инсайдерской информации говорится о грядущем переходе команды в Digital Fortress, компанию, расположенную в США и уже представившую первый свой продукт — защищённый мессенджер Telegram, основанный на разработках брата Павла, Николая Дурова.

Советские крадут наше прошлое уже почти сотню лет, сравнивая Российскую Империю с правлением безумных дегенератов, всячески пытаясь доказать, что и истории до СССР у нас и не было. Постсоветские деятели пытаются отнять наше высокотехнологичное будущее, украсть мечты и надежды, ведущие русских вперёд и оставить лишь реальность цвета помех.

Очень медленно, очень неторопливо мы запрягаем: последние инициативы Кремля начинают постепенно проникать в жизнь даже интровертов-айтишников.

Цензура, запрет онлайн-платежей и ограничения на доставку товаров — все эти проблемы уже нельзя решить лишь технологическими методами, по большей части — это политическая задача. Не стоит забывать, что немалая часть способов защиты информации неудобна в использовании, что весьма ограничивает потенциальное количество пользователей.

Можно вспомнить, что масштабы слежки АНБ намного внушительнее, однако в США есть развитая политическая система — и вот Обама уже предлагает новый пакет реформ. Конечно, на все уступки президент не пошёл, но ведь политика — это мастерство компромисса.

В России за свободы придётся умирать. Если не сегодня, так завтра. У русских нет союзников и друзей. Платить нужно будет своей жизнью.

Но мы всё равно закончим, выиграем и рассчитаемся со всеми.

…перед новостью о продаже акций Дуров, русский интеллектуал XXI века, процитировал Кодекс чести русского офицера 1904-го года:

Тот, кто ничего не боится, более могуществен, чем тот, кого боятся все.

Русских не должно было быть — но мы есть, и вернём себе всё время: прошлое, настоящее — и будущее.

Иван Селиванов

Источник: Sputnik i Pogrom

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl + enter

Добавить комментарий