Набережная бракоделов

саратовгесстрой Набережная Волги могла бы стать главной визитной карточкой Саратова, ее гордостью, местом отдыха для тысяч жителей и гостей областного центра. Губернатор Валерий Радаев как-то даже назвал ее новым лицом нашего города и области. Но складывается впечатление, что работу над этим «лицом» доверили не тому «пластическому хирургу». Асфальтовое покрытие новой набережной уже проваливается. Подрядчик, ЗАО «Саратовгесстрой», спешно латает образовавшиеся провалы. Но кто даст гарантию, что через какое-то время не появятся новые ямы, обвалы, провалы? Останется ли новое лицо Саратова не только красивым, но и безопасным?

Все начиналось со скандалов…

Строительство новой набережной в Саратове, или, как уточняют специалисты, берегоукрепительные работы начались еще в 2007 году, во времена губернаторства Павла Ипатова. Подрядчиком стала балаковская компания ЗАО «Саратовгесстрой». В те времена фирмы из города атомщиков стабильно выигрывали тендеры на дорогостоящие строительные работы. Многие связывали такую удачливость строительных компаний с аффилированностью первому лицу исполнительной власти губернии. Освоением многомиллионных сумм из федерального и областного бюджета в скором времени заинтересовалась областная Счетная палата. Возглавлял ее тогда Андрей Саухин, которого считали лицом особо приближенным к тогдашнему спикеру областной думы Валерию Радаеву.

Павел Ипатов однажды публично посетовал, что ревизоры СП буквально «живут» в комитете капстроительства, но был уверен, что существенных нарушений в работе заказчика берегоукрепительных работ они не найдут. Однако в отчетах ревизоров появились пугающие цифры. Аудиторы посчитали, что при проведении берегоукрепительных работ на участке от Бабушкиного Взвоза до Большой Садовой, стоимость работ была завышена более чем на 800 млн руб., по сравнению со сметой, согласованной с Главгосэкспертизой. Кроме того, ревизоры посчитали, что подрядчик выполнял работы по расценкам в 15 раз превышающим размер примененных в технико-экономическом обосновании по данному объекту. Капстрой принял у компании работы и оплатил их. Ущерб бюджету, по мнению Счетной палаты, составил более 126 млн рублей. Аудиторы усмотрели в этом нецелевое использование средств, направили материалы проверки в правоохранительные органы.

СУ СКР по Саратовской области даже возбудило уголовное дело. Чиновников областного комитета капстроительства подозревали в нецелевом расходовании почти 117 миллионов рублей. Якобы эти деньги были потрачены на работы по расчистке прибрежной полосы Волги от двух лодочных баз, подъема затонувшего дебаркадера и т.д. Все эти работы необходимо было финансировать не за счет бюджетных средств. Однако до суда дело не дошло, расследование было прекращено. Как пояснил тогда зам руководителя регионального СУ СКР Дмитрий Петряйкин, следователи пришли к выводу, что расходование средств при строительстве набережной в Саратове «не было нецелевым». Также, по его словам, проверялась версия о хищении бюджетных средств, но и она не нашла подтверждения.

В то время, когда уголовное дело закрыли, Павел Ипатов уже не руководил Саратовской областью. Однако компания, которую считают аффилированной к нему, продолжала продлевать контракт на возведение берегоукрепительных сооружений. В этом году «Саратовгесстрой» сумел сделать это через суд. Комитет капитального строительства отказал стройфирме в пролонгации контракта до 2016 года. Чиновники мотивировали это тем, что по накопительной ведомости за 2007-2013 годы компания получила 1,5 млрд рублей, а выполнила работы на 895 млн Компания объяснила такую ситуацию тем, что не был решен вопрос с переносом лодочных станций, в связи с чем и не удалось выполнить берегоукрепление на определенном участке набережной. 12-й Арбитражный апелляционный суд обязал капстрой пролонгировать договор.

В этом же году компания вновь стала появляться в отчетах областной Счетной палаты. На этот раз ревизоры посчитали, что выявили нарушения на более чем на 157 млн рублей при оплате реконструкции берегоукрепительных сооружений Волгоградского водохранилища от Бабушкиного Взвоза до Большой Садовой. На этот раз «адвокатом» у балаковской компании стал и.о. руководителя областного капстроя Николай Якубович. ИГ «Четвертая власть» он сообщил, что средства, которые считают неэффективно использованными, в основном, авансовые платежи, заплаченные «Саратовгесстрою» по контракту.

«Они не работали у нас с сентября прошлого года по июнь этого года, – пояснил он. – Поэтому авансовые платежи считались как неэффективно использованные средства. Теперь они получили разрешение на работу и продлили его до 31 декабря 2016 года. Так что все вопросы будут сняты. Документацию приведем в порядок, как положено. Увеличим те работы, которые были оплачены авансом. Те работы, которые сейчас выполняются, не будут оплачиваться». И.о. министра также пояснил, что неиспользованный строителями материал в действительности существует, и он лично возил на базу хранения ревизоров СП, чтобы и они убедились в его наличии. Судя по отсутствию информации о возбуждении дела или начале следственной проверки, Якубович оказался убедительным для аудиторов. Отчет не перерос в криминальный скандал.

Полный провал

И все пересуды вокруг «нового лица Саратова» могли бы приутихнуть, но тут случился провал. Среди бела дня на новом участке набережной провалился асфальт. По некоторым оценкам, образовалась яма почти в метр глубиной и несколько метров ширину и длину. Провал достаточно оперативно ликвидировали. Руководитель капстроя рассказал корреспонденту «4В», что подрядчик выполнил все работы за свой счет. «В рамках гарантийных обязательств в течение 24 месяцев они несут полную финансовую ответственность за выполненные работы, – пояснил Николай Якубович. – Поэтому никаких денег из бюджета область не тратила».

В случившемся он также не склонен видеть вину «Саратовгесстроя». Чиновник пояснил: «Зимой поднялась вода, и тот песок, который был между щебнем, он, видно, просочился и уплотнился, можно так сказать. Появились пустоты между бетонным основанием, на котором лежит асфальт, и он провалился. Пришлось бетонное основание все разбить, засыпать все полностью не песком, а щебнем, а он в 6 раз дороже. Затем забетонировать, чтобы бетон набрал прочность, и заасфальтировать. Гарантийные сроки у них продолжаются».

Но неясно, что будет после того, как истекут эти самые гарантийные сроки? Какие трещины провалы, вымоины украсят через несколько лет «новое лицо» Саратова?

Тем временем, иссякло терпение у губернатора Валерия Радаева. Побывав в августе на строительном объекте, он разразился в СМИ гневной тирадой.

«Сегодня работы на набережной ведутся отвратительно. Организация – отвратительная и подрядчик работает отвратительно. Сегодня был поставлен вопрос: либо они меняют свое отношение к работе, или мы будем менять подрядчика», – заявил глава региона.

Но уже буквально на следующий день зампред правительства Василий Разделкин дезавуировал заявление своего шефа. «Вопрос замены подрядчика по строительству саратовской набережной пока не стоит, – сообщил он. – В рамках исполнения госконтракта подрядчик устранял дефекты, которые были выявлены на набережной. Они проводили бурения, забор на набережной. Экспертные оценки показали, что дальнейших разрушений в местах провала быть не должно. Есть законные основания для замены подрядчика – в случае не исполнения им в сроки ремонтных работ, контракт с ним будет расторгнут. Сегодня подрядчик выполняет ремонтные работы в положенные сроки. Выполняет на среднем уровне».

Николай Якубович сообщил «4В», что каждое утро перед работой он заезжает на объект. «Нам губернатор дал задание ежедневно проверять работу подрядчика, – рассказал и.о. председателя комитета капстроительства. – Я каждое утро заезжаю перед работой, и по средам у нас на объекте проводится планерка. Разбираем все производственные процессы, изменения в чертежах». Чиновник уверяет, что работы ведутся по графику, и уже в ноябре будут сданы очередные 400 метров новой набережной.

Юрий Земсков, исполнительный директор ООО «Межрегионэкспертиза», убежден, что берегоукрепительные работы, которыми занимается «Саратовгесстрой», ничего особенного из себя не представляют. «Любая строительная организация, имеющая квалифицированные кадры и нормальную проектную документацию, в состоянии такую работу выполнить, – рассказал он ИГ «Четвертая власть». – Набережная – не Бог весть что, это не какой-то уникальный проект. Вот мост построить, кто попало, не может. А набережная – это нормальная обыкновенная строительная конструкция».

Причины, по которым областные власти не могут (или не хотят) менять подрядчика, эксперт видит в том, что чиновникам для этого придется провести сложную кропотливую работу. «У «Саратовгесстроя» на руках есть все исполнительные документы, засвидетельствованные заказчиком, – убежден Юрий Земсков. – Если заказчик все эти работы принял, то оснований, допустим, для того, чтобы разорвать условия договора, нет. Другой вопрос – насколько добросовестно заказчик посмотрел. Здесь ведь тоже много нюансов, много человеческого фактора присутствует. Может быть, заказчик проявил халатность, не пришел на место, поверил на слово подрядчику».

И может быть, в словах специалиста и кроется главная тайна непотопляемости «Саратовгесстроя» – нежелание чиновников до тонкостей исполнять свои обязанности? А может быть, есть и какая-то своя заинтересованность. Губернатора Ипатова, которого обвиняли в покровительстве стройфирме, у власти уже нет. Да и с этой компанией он расстался. Его сменщик Радаев публично высказывает возмущение, но никаких реальных действий по отлучению подрядчика не принимает. Если его все устраивает, то стоило ли тогда, устраивать словесный разнос перед прессой и телекамерами, играя на публику? Сами строители практически не комментируют скандалы, связанные с набережной. Все, как в известной басне – «а Васька слушает, да ест».

Криминальный душок

Кстати, руководители «Саратовгесстроя» как-то неожиданно сами стали борцами с коррупцией. С их помощью правоохранители уличили во взяточничестве председателя капстроя Александра Суркова. Недавно начался суд над чиновником, который, по версии следствия, вымогал у предпринимателей «откат».

В ноябре прошлого года в Саратове неизвестный выстрелил в тогдашнего совладельца компании Геннадия Умарова. Пострадавший связал покушение с расследованием уголовного дела в отношении лица, которого подозревали в хищении денег строительной компании.

С 1 октября в отношении ЗАО «Саратовгесстрой» начался первый этап процедуры признания несостоятельности (банкротства). Соответствующее решение было принято в Арбитражном суде Саратовской области на основании заявления ООО «Стройперспектива». «Саратовгесстрой» задолжал истцу 8 млн рублей, в том числе по договору аренды, пени и расходы по уплате госпошлины. «Стройперспектива» сдала в аренду строительной компании оборудование завода крупнопанельного домостроения, но денег не получила. В компании суд назначил арбитражного управляющего. Окончательно решение о банкротстве будет принято ориентировочно к 1 апреля.

Если балаковскую фирму признают банкротом, как будет достроена набережная, кто будет отвечать по ее гарантийным обязательствам? Как всегда, вопросов больше, чем ответов, и они уже, видимо, перешли за критическую грань.

На проблемный и непотопляемый «Саратовгесстрой» обратили внимание депутаты различных уровней и общественность.

По информации СМИ, депутат облдумы Сергей Нестеров обратился к начальнику ГУ МВД, генерал-лейтенанту Сергею Аренину с просьбой взять под личный контроль проверку законности расходования бюджетных средств, выделенных на продолжение строительства. Парламентарий вспомнил старые «грехи» компании. выявленные региональной Счетной палатой, а также попросил «проверить информацию о возможном хищении бюджетных средств, повлекшим нарушение технологии возведения объекта, о причастности гр. Ипатова П.Л. к фактам нецелевого расходования бюджетных средств на реконструкцию набережной в особо крупном размере – 116 млн рублей, и при наличии оснований, принять соответствующие меры в рамках компетенции ГУ МВД по Саратовской области».

Госдеп от Саратовской области Ольга Алимова написала запрос в Генпрокуратуру, в котором обратила внимание надзорного ведомства на ситуацию с возведением набережной. Как сказала коммунистка, от обращения парламентария силовикам не удастся так просто отмахнуться. Но результаты своего запроса она надеется получить только через несколько недель.

Проблема реконструкции Набережной вызвала широкий общественный резонанс в Саратове. Прошло несколько публичных акций и флешмобов. На портале change.org проходит сбор подписей под петицией к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, руководителю СК РФ Александру Бастрыкину, директору ФСБ Александру Бортникову. Под петицией уже поставили подписи 500 человек. Руководителей силовых ведомств просят обратить внимание на то, как в Саратовской области расходуются бюджетные средства на возведение социально значимых объектов. В частности, на строительство набережной в областном центре, которое несколько лет ведет ЗАО «Саратовгесстрой». Авторы петиции считают, что «кому-то выгодно, чтобы набережная являлась аномальной зоной, в которой, как в бездне, бесследно исчезают миллиарды рублей, выделенных федеральной казной». Обращение именно к главам федеральных ведомств инициаторы объясняют тем, что на местном уровне решить вопрос не получается. Инициаторы обращения связывают это с тем, что среди бенефициаров ЗАО «Саратовгесстрой» есть бывшие сотрудники силовых ведомств, которые сохранили свое влияние на местных коллег и успешно блокируют попытки разобраться в их деятельности. Возможно, им продали компанию доверенные лица Ипатова, после того как тот уже не мог влиять на ее бизнес в области.

А может быть, фактор новых собственников из бывших силовиков и стал основным в столь долгой живучести компании с сомнительной репутацией? Мало кто сомневается, что до 2016 года кому-то удастся подвинуть стройфирму с выгодного подряда по строительству набережной, слишком уж за лакомый финансовый куш уцепился подрядчик. Но вот какое «новое лицо» оставит он Саратову? Страшно представить…

Источник: “Четвертая Власть

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl + enter

Добавить комментарий