Металлургический завод Балаково продолжает рассказывать о людях, которые прославили город. Приурочен проект к 260-летию Балакова, юбилей мы будем отмечать в сентябре.
Мужчины ушли на фронт. Работать на заводе пришлось женщинам и детям, но они выстояли. Ночевали в цехах, чтобы не терять время на дорогу домой, учились делать гранаты и мины, работать на износ, живя только ради одного лозунга: «Все для фронта! Все для Победы!».
Важность балаковского Судоремонтного завода в военное время было трудно переоценить. Волга в первые годы войны была важной, а иногда и единственной транспортной магистралью, позволяющей доставлять на сложные участки фронта личный состав, технику и ресурсы. Только в период Сталинградской битвы суда Балаковского затона перевезли 543 тысяч человек (воинов, гражданского населения, раненых), почти 30 тысяч автомашин, 550 тягачей, 840 орудий, 149 тысяч тонн боеприпасов, вооружения и продовольствия. Семь балаковских судов были уничтожены авиацией и артиллерией врага.
О том, как работал балаковский Судоремонтный завод в годы Великой Отечественной войны, и с какими трудностями пришлось столкнуться коллективу, рассказал хранитель заводского музея Анатолий Павлович Ермоленко .
Ребенок войны
Родился Анатолий в январе 1942 года в одном из сел Харьковской области. Всех тягот войны он не помнит, был слишком маленьким. Но когда он учился в школе, ему снились сны, что в небе летят черные самолеты и сбрасывают на их дом бомбы. Мама, говорила, что эти ужасы он и на самом деле видел, и они бессознательно отложились памяти ребенка.
После войны было непросто. Анатолий после школы поступил в Горьковское училище, а потом по распределению уехал в Балаково, где и остался навсегда. Он влюбился в город на Волге. Долгие годы ходил по реке, затем 20 лет бороздил просторы морей – но вся жизнь его связана с Судоремонтным заводом. Он учился у тех людей, которые воевали за мирное небо над головой, поэтому о том, как жил завод в годы войны, он знает от свидетелей того времени. Сейчас Анатолию Павловичу 80 лет и он бережно хранит память о тех людях, которые в тылу ковали Победу.
Завод № 661
С первых дней войны большинство рабочих Балаковского судоремонтного завода ушли на фронт. Их заменили рабочие пожилого возраста, подростки и женщины. В сентябре 1941 года заводу присваивается номер эвакуированного в Балаково Ленинградского судоремонтного завода, и он становится заводом номером 661. Одновременно с этим производственные мощности переводятся на военные рельсы.
Первый военный заказ поступил на изготовление корпусов снарядов. Завод справился с ним ударными темпами, сократив обычное время на освоение массового производства в несколько раз. По итогам проведенной работы приходит новое более сложное задание – производство корпусов мин и гранат. Технология производства гранат давалась трудно. Изготовлением занимались около 200 человек, но больше полугода коллектив не мог наладить выполнение плановых объемов.
Проблема была не в людях, а в используемых технологиях. В массовом производстве все время подводили деревянные модели для литья. Они искривлялись, усыхали, набухали, поэтому стенки гранат получались разной толщины. Поступило предложение делать алюминиевые модели, и дело пошло. Военпреды принимали продукцию без замечаний, до 2000 заготовок в сутки. В последующие месяцы выпуск гранат удалось увеличить до 5000 штук в день.
На заводе так же выпускались лодки-волокуши, рассчитанные на установку пулемета и перетаскивание его через водные преграды. Технология изготовления была также сложна, так как материалом для них служили дубовые ободья колес. Ободья распаривались, распиливались на тонкие рейки, из которых собирался корпус лодки волокуши. Склеивался он казеиновым клеем, а потом обклеивался фанерой. Получались очень прочные лодки. Таких лодок-волокуш балаковские судостроители изготовили более 7000 штук. Позже из-за отсутствия для них материалов в производство их прекратилось.
Еще одним видом военной продукции были «фоги» – бочонки с соплом сверху. Они сваривались из 5-6 миллиметрового железа. Заполненные термитом, они должны были служить на фронте своеобразным огневым заграждением от фашистских танков. Их было изготовлено около 8000 штук.
В начале войны был дан заказ на изготовление лож для автоматов, коробок для патронов, крючков, зажимов. Большинство деталей делались вручную. Лужи для автоматов марки ПШ делали до 10 штук в день.
В числе основной военной продукции были военные катера – морские охотники, однако не с деревянным корпусом, как это делалось в Казани, а с металлическим. В затон Балаковского судоремзавода были поставлены буксиры «Усыскин», «Громов», «Руднев», которые были переоборудованы под военные катера типа канонерских лодок. Специалисты из Ленинграда вместе с заводчанами начали строительство военных кораблей типа морского охотника, которые дооборудовались и с командами моряков уходили на фронт. Всего было выпущено около 10 кораблей.
Двухдечное судно «Горьковская коммуна» рабочие завода переоборудовали под санитарное судно для перевозки раненых – сделали операционный зал, лифты для подъема раненых, подготовили палаты. Всё делали специальному проекту.
Всё для фронта – всё для Победы!
Переоборудуя суда для флота, рабочие, немалую часть которых составляли женщины и подростки, не уходили с завода сутками, работали, пока могли стоять на ногах. А если кто-то отходил в сторону и ложился, его не трогали, знали – поспит человек 2-3 часа, и сам встанет на свое рабочее место.
К началу 1942 года на заводе работала 125 женщин. За короткий срок с помощью стахановцев и кадровых рабочих они освоили некоторые заводские специальности. Так, жена рабочего, который ушел на фронт, успешно овладела профессией токаря, освоила шлифовальное дело. Другая жительница Балаково работала на трех станках, ежедневно выполняя, нормы на 130-150 %. Другие девушки тоже не чурались тяжелой профессии и становились квалифицированными слесарями.
Большую роль в трудовой жизни коллектива выполняла комсомольская организация судоремонтного завода. В годы войны она выросла до 150 человек.
Когда Родина дала задание пополнить запасы металла за счет сбора металлолома, комсомольцы завода за неделю собрали и сдали государству свыше 300 тонн черного и цветного металла. Они же были инициаторами по сбору денежных средств в фонд обороны и на строительство танковой колонны, участвовали в сборе теплых вещей и отправке посылок на фронт. Комсомольцы завода оказывали помощь семьям погибших, принимали участие в размещении эвакуированных. Комсомольцы работающие, в аппарате управления, вечерами, шли в цеха, чтобы освоить рабочие профессии и тоже давать продукцию для фронта. Многие комсомольцы в свободное от работы время трудились на подсобном хозяйстве.
За хорошие результаты работы коллектива завод несколько раз награждался переходящим Красным знаменем Комитета Обороны страны.
Под номером 661 Балаковский судоремзавод просуществовал с сентября 1941 года по июль 1944 года, а затем снова перешел в ведение Волжского объединенного Пароходства.
Память
На заводе до сих пор чтят память всех, кто сражался за Родину и кто ковал Победу в тылу. На территории предприятия работает музей. Тружеников тыла все годы вспоминали и поздравляли от имени завода с важными праздниками.
К сожалению, с каждым годом живых свидетелей работы завода №661 становится все меньше. Еще год назад их было несколько человек, а с февраля этого года из тех, кто работал на заводе в годы войны, осталась только одна бабушка. Ей 93 года, и она уже не может встать, чтобы встретить гостей с родного предприятия.
Имена героев завода №661 занесены на обелиск, установленный рядом с управлением предприятия. Среди них имя героя нашего прошлого материала – о Герое Советского Союза Константине Кузнецове. Также рядом с обелиском расположен памятный камень с названием кораблей, который спустили на воду в балаковском затоне.