Полина нехотя брела домой. 14-летняя девочка знала: там ее ждет одна пустота. Нет теперь тех радостных моментов, что были когда-то в ее родном доме.
Несколько месяцев назад происходили следующие события.
– Слава, ты говоришь, мы вернемся, когда стемнеет. Значит, нужно приготовить машину. Помнишь, ты говорил: фара не работает? – говорила Алла, жена Вячеслава и мать Полины.
– Да, любимая. Но ведь проезжал с одной фарой, и ничего не случилось, – произнес он. Потом он обнял супругу за плечи и продолжил:
– Все будет хорошо, не беспокойся так.
Они выехали рано утром. Утром было солнечно и уже не сыро. Дороги почти высохли от весенних луж. Полина успела на прощание прижаться к маме.
– Я тебя люблю! – звучали последние слова мамы. Полина тогда будто чувствовала что-то плохое, надвигающееся на их семью.
Вечером родители не вернулись, как обещали, а позже бабушка громко рыдала в трубку после страшного сообщения из реанимации.
Полина тогда долго сидела в своей комнате и не выходила даже поесть. Потом в дом приходила родня, соседи. Все плакали, утешали бабушку, а Полина сидела неподвижно и смотрела в окно, наблюдая за прилетающими птицами. Этой весной они с мамой планировали посадить вместе куст жасмина перед ее окном; хотели вырастить новый сорт роз. Папа привез землю осенью для этого важного дела…
Какая-то птица села на подоконник с другой стороны окна и уставилась на Полю. Девочка заплакала. Ей казалось, будто это ее мама прилетела, обернувшись пернатым созданием. Полина все ревела и ревела. Птица не собиралась улетать. Где-то, по-видимому, было ее гнездо. Полина на миг отвлеклась от своих удручающих мыслей и подошла к окну. Птица вспорхнула.
– Куда же ты? – девочка заплакала, вспомнив, как они с мамой кормили пернатых крошками хлеба…
– Мама, мамочка! – всхлипывала Поля, продолжая смотреть в окно. На улице уже во всю пахло весной. На деревьях набухали почки, кое-где начинала всходить зелень.
После похорон родителей Полина долго не ходила в школу. Учителя советовали побольше самостоятельно учить заданные предметы, но девочке было совсем не до этого. Она полностью погрузилась в депрессию, из которой ее не мог вытащить никто. Еще никогда с ней не происходило ничего подобного.
Вечером ей позвонила одна из одноклассниц, Вика.
– Привет! – поздоровалась она. – Что-то тебя нигде не видно. Давай сходим сегодня куда-нибудь, иначе совсем пропадешь от горя.
От предложения подруги Полина не стала отказываться. Они отправились с ней вечером на посиделки у гаражей за одной из пятиэтажек.
Там девочка познакомилась с Генкой, который позднее предложил ей дружбу.
Вот уже целый месяц Поля пропадала с новым другом. Чтобы забыть горе, она даже попробовала спиртные напитки и сигареты. Генка показался ей веселым. С ним она не думала о плохом. Дома Полина все время видела понурую бабушку, а с Геной все было по-другому…
Постепенно девочка забросила учебу. Бабушка бранилась из-за этого, однако Полине до ее нравоучений не было никакого дела. Однажды она вернулась домой среди ночи. Обычно бабуля встречала ее у дверей, но сегодня в доме почему-то никого не было. Не обратив на это никакого внимания, Полина отправилась к себе.
Она проснулась ближе к обеду. Бабушки нигде не было.
– Ну и где мне тебя искать? – пожимая плечами, буркнула себе под нос Поля. – Ушла к соседке?
Она побежала стучать в соседские ворота, однако там ей сказали, что не видели Анну Васильевну. Полина ждала ее целую неделю, но бабуля так и не появилась. Друг Генка принес горячительные напитки, пачки сигар, новый музон, и вскоре девочка снова забылась в компании своего друга.
– Ты единственный, с кем мне так хорошо, – произнесла она ему.
На утро раздался громкий стук в дверь.
– Кого там еще принесло, – проговорила сонным голосом Полина и пошла открывать.
Перед ней стоял участковый и Анна Васильевна. Только почему-то она неважно выглядела.
– Вот, нашли вашу бабулю. Вовремя люди увидели, а то ушла бы очень далеко. Хорошо, что я ее знаю. Теперь следите за ней. Если она так и не вспомнит ничего, придется ее положить в больницу, ну а Вас, гражданка Полина, отправим в детский дом, – объяснил полицейский.
Девочка исподлобья посмотрела на него. Когда мужчина ушел, они с Генкой принялись тормошить бабушку, заставляя ее вспомнить, кто она, где находится и так далее.
– Лечить ее надо, – вздохнул парень. – Когда-то у моего деда подобное заболевание было. Мать его в больницу положила.
– Слушай, если я к тебе на время перееду? – попросилась вдруг Поля.
– Нет, мои предки будут против. Лучше я узнаю, как это лечится. Мы попробуем твою старуху сами полечить.
Вскоре он принес какие-то таблетки. Они с Полей дали их Анне Васильевне, и та уснула крепким сном. Лекарства сделали свое дело. Бабушка со временем пришла в себя. Внучка радовалась, что ее не забрали в детский дом.
Она кое-как сдала экзамены и радовалась наступившему лету.
С Генкой Полина была готова пропадать день и ночь. Ее не волновало то, что бабушка беспокоится о ней. Ее волновала только она сама.
Прошло два года. Когда Поле исполнилось 17 лет, она переехала жить к Геннадию. Однако, как только он уехал в армию, его родители указали девушке на дверь.
Полине пришлось вернуться к бабушке, которая уже изрядно вымоталась и постарела. Пожилая женщина была рада видеть внучку снова дома.
– Ты у меня одна, – приговаривала она девушке.
– Нет, ба. Скоро у тебя я не одна буду, – смеялась внучка.
– То есть, как это, не одна? – всплеснула руками старушка.
– А так. Рожу я скоро, – погладив свой живот, ответила Поля.
Она родила в срок мальчика. Узнав о том, что он стал отцом, Генка перестал выходить на связь с девушкой. Она сильно расстраивалась из-за этого и иногда даже срывала зло на ребенке.
– Ты же совсем его замучила своим криком, – негодовала Анна Васильевна. – Отдай тогда малыша в приют, раз не можешь с ним сама справиться. Я уже совсем старая стала. Могу помереть со дня на день.
Полина хмыкнула.
Следующим днем она отправилась, собрав маленького Мишу.
– Девушка, Вы хорошо подумали? – спросила ее работник приюта. – Вдруг Вы больше не увидите сына никогда, если его усыновят?
– Да, я хорошо подумала, резко ответила ей Поля, передавая мальчика. – Мне учиться надо, а он мне мешает, да и бабушка моя уже старая совсем стала.
Она вернулась домой спустя пару часов. Не решалась сказать о своем поступке Анне Васильевне. Только почему-то бабушки нигде не было. Полина обыскала весь дом и участок, однако пожилая женщина, будто сквозь землю провалилась.
Поля не знала, где ей искать бабушку. Она заявила в полицию о пропаже Анны Васильевны, а сама сильно запила, влившись в одну из местных плохих компаний.
Каждый день ее был похож на другой. Каждый день она забывалась, растворяя горе в алкоголе.
Так продолжалось целый год, пока Полина не почувствовала недомогание.
– Если Вы не бросите злоупотреблять спиртным, Вы заболеете еще сильнее, – сказал ей доктор, написав рекомендации по лечению.
– Поняла, – схватив листок, произнесла она и ушла, резко хлопнув дверью.
Весь вечер девушка ходила назад и вперед по дому, размышляя о будущем. Она не отвечала ни на звонки, не хотела ни с кем общаться.
В понедельник Полина забрала документы из школы и отнесла их в местный колледж. Она хотела учиться.
– Надеюсь, Вы не подведете нас, – улыбнулся зам директора, взглянув на новую студентку медицинского колледжа.
– Обещаю, – ответила Полина.
Она старательно училась и избегала бесед с бывшими друзьями.
Об Анне Васильевне ничего не было слышно. Полина скучала по ней. Мысленно она обещала бабушке стать хорошим человеком. Прошел год.
Как-то девушка возвращалась и учебы вечером, как вдруг увидела на улице у одного дома старика. Тот еле брел, опираясь на палочку. Вскоре к нему подошла старушка. «Наверное, его жена», – решила Полина, но вскоре обомлела, взглянув еще раз на пожилую женщину.
Полина подошла ближе.
– Бабушка! – вскрикнула она. Однако на ее крик не последовало никакой реакции.
– Девушка, Вы обознались? – произнес старик, обернувшись к ней.
– Нет, я не обозналась. Это моя бабуля. Ее зовут Анна Васильевна, – пояснила Полина, подойдя еще ближе.
– Тогда пройдемте ко мне, – предложил ей дедушка. Вскоре они втроем сидели у него в гостях и пили чай.
– Думаю, она просто не помнит ничего, – сказала Поля, взглянув на бабушку. – Хорошо бы ее пролечить.
Старик признался, что нашел Анну Васильевну у своего подъезда. Женщина действительно ничего не помнила о себе.
Прошел год. Полина закончила медицинский колледж, и ей предложили новую работу в местной поликлинике. Анна Васильевна согласилась на долгое лечение. Спустя несколько месяцев женщина вспомнила о себе все, а также унывала, что не увидит своего правнука.
– Бабуля, а я хочу кое-что тебе рассказать, – как-то призналась ей Полина.
– И что же это? Снова кавалера полюбила очередного? – спросила Анна Васильевна, взглянув строго на девушку.
– Нет, бабуленька. Мы с Геной решили забрать нашего Мишу, – с горящими от счастья глазами, заявила ей Поля.
– С Генкой? – у бабушки аж половник из рук вывалился. Она так и застыла на месте. – Я не ослышалась?
– Нет, бабуленька. Ты не ослышалась. Гена просил у меня прощения. Сказал, что испугался ответственности. Мы друг друга любим и хотим жить вместе. Миша очень ждет, когда мы его заберем из детского дома. Он уже приготовил все свои игрушки, чтобы передать их другому мальчику. Бабушка, ну ты же рада за меня? Ну скажи, пожалуйста?
Внучка умоляюще посмотрела в лицо Анны Васильевны.
– Ну а как же тут не радоваться? – из другой комнаты показался Степан Ильич – бабушкин суженый. – Мы только за счастье молодых, правда, Анечка?
– Конечно, правда, – растянулась в улыбке Анна Васильевна. – Совет вам, да любовь на долгие годы!