«Где централизованные по районам аварийные бригады реагирования? Где у нас дежурный прокурор? Где аварийный штаб МЧС? Где горячая линия, бегущая строка на телевидении, куда сообщать о случаях разморожения системы отопления? Весь город отключили от тепла в пятницу, а не 57 домов, как сказали. И до сих пор во многих домах холодина», – с четким выговором, будто зачитывает на суде приговор, чеканит фразы правозащитница Наталья Караман, реагируя на заявления местных властей о том, что произошедшая 16 декабря авария на теплотрассе в Балакове полностью устранена.
Для того чтобы проверить, соответствуют ли действительности слова чиновников, в воскресенье мы отправились вместе с Натальей Караман на обход домов, жильцы которых заявляли в социальных сетях об отсутствии отопления после ликвидации аварии.
ЗАМЕРЗАЮЩИЕ И АПАТИЧНЫЕ
– Откройте нам, я правозащитница, – кричит в домофонный микрофон Наталья Караман. Проникнув в подъезд давно не крашеного дома по ул. Братьев Никитиных, 146, нащупывает в полутьме кнопки звонка квартир. Давит на них. – О, Ирина, привет! У вас отопление есть?
– Отопление есть, но нет горячей воды вот уже третьи сутки, – отвечает хозяйка квартиры. Потом, завидев фотокамеру, вскрикивает: – Вы что, меня снимать будете?! Нет, я не согласна! – и молниеносно скрывается за захлопнувшейся дверью.
– А кто будет вашу проблему решать, Пушкин? – кричит ей вдогонку Наталья Караман. – А ведь это – моя знакомая. Вот как с такими апатичными людьми революцию делать?! – жалуется нам Наталья Леонидовна.
Посочувствовав рухнувшим надеждам мирового пролетариата, мы бежим вместе с ней по адресам дальше. Обледеневшая деревянная входная дверь подъезда, труба в лохмотьях синтепона, свисающие по углам коридора провода – элементы интерьера подъезда дома 6а на ул. Факел социализма. Сталкиваемся на лестничной клетке с жильцами дома:
– Какая у вас температура в квартире?
– Сорок градусов, – отвечают с усмешкой проходящие мимо нас мужчины.
– Сорок градусов в бутылке бывает, а я про квартиру говорю, – реагирует Наталья Караман.
– Не топится у нас вообще. У нас нет отопления давным-давно. Я один раз только заметила, что давали отопление – это было примерно 5 декабря. И то только чуть-чуть припустили по батареям – и всё, – говорит жительница этого дома, назвавшаяся Галиной. На ней плотный серый свитер на молнии, гамаши на козьем пуху и резиновые фиолетовые шлепанцы на босу ногу.
– А почему вы босиком?
– Потому что под ватным одеялом лежу третьи сутки! – обижается собеседница. Потом вдруг спохватывается: – Вы что, снимаете меня без моего разрешения?
– Нет, – отвечает наш фотокорреспондент, совершенно безобидно просматривая в этот момент отснятый материал.
– А тогда как вы хотите сделать, чтобы было тепло?! Кто должен грудью лечь – Караман, что ли? Ну, кто?! А я тут не живу, если что, – призывает балаковская активистка. Рассудок женщины моментально холодеет, под стать температуре в ее квартире. Галина приставляет руку к козырьку:
– Согласна подписать что надо, лишь бы дали тепло!
Однако вряд ли здесь запотеют окна раньше весны. Как оказалось, в этом доме живут не самые обеспеченные и платежеспособные люди, и потому дом признан проблемным. Посему управляющая компания считает, что если с платой за коммунальные услуги дела обстоят не очень бодро, то и поддерживать в доме комфортную температуру вовсе не обязательно. А те, кто исправно погашают счета – «получи, фашист, гранату», – несите коллективную ответственность за должников дома.
ХРОНИКА ОБЛЕДЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНОЙ КВАРТИРЫ
Тревогу об отсутствии отопления вот уже третий день бьет 71-летний пенсионер Аркадий Терехов, проживающий по адресу: ул. Степная, 56. Температура в одной из комнат его квартиры держится на уровне +13°C, в другой +11°C.
Пенсионер читает в тетради аккуратно записанную им самим хронологию событий:
«13-14 декабря – стояк в зале охладился.
15 декабря – с вечера уже нет тепла во всей квартире.
16 декабря – диспетчер управляющей компании ООО «Содружество» обещает передать информацию по цепочке. Канатов [Павел Канатов, директор МКУ «Управление ЖКХ» г.Балакова] говорит: «Потерпите».
17 декабря, 7:40 – диспетчер управляющей компании сказала, что передаст. 17:13 – директор ООО «Содружество» Фешин: «Слесари замерзли, я их отпустил. Звоните в «Т Плюс», хотя «Т Плюс» стояками не занимается». 18:14 – «Т Плюс»: «До конца дня, возможно, поможем». 21:38 – «Т Плюс»: «Все на линии. Возможно, поможем. Хотя домовыми сетями занимается управляющая компания».
18 декабря, 7:06 – диспетчер ООО «Содружество» опять говорит: «Передадим». 7:16 – Канатов сказал: «Перезвоним» – так и не перезвонил. 7:27 – ГО и ЧС сказали: «Ночью был снова порыв, все работали на линии». 12:00 – диспетчер «Содружества»: «Люди работают, я передам», – заканчивает свой рапорт Аркадий Алексеевич.
Сама история со стояком еще не видит конца. Слесари, которых мы встретили при входе в жилой дом, сообщили, что буквально только что завершили разморозку стояка. Однако за время нашего визита батарея в комнате охладилась на пару градусов – будто парное молоко остыло. В жилом доме завоздушена система отопления, но ни «Т Плюс», ни управляющая компания, по словам Терехова, не собираются устранять проблему, перекладывая ответственность на жильцов. Пенсионер видит проблему глубже:
– До сих пор, пока Чепрасова и его коалицию не уберут с города, и будет такая катавасия.
– Аркадий, – одергивает, призывая к осторожности, его супруга Евгения Ивановна.
– Нет, я буду говорить, мне уже ничего не страшно! Так и запишите там: личные тяжбы Чепрасова не дают ему заниматься городскими делами. Потому что он погряз в своих разборках: то с «Альбатросом» [руководством спорткомплекса. – Здесь и далее прим. ред.], то с «полем дураков» [зеленая зона между микрорайонами №5 и №8], то с прокурором города Серновым. Его никто уже не слушает, он грубый. Чепрасов уже власти в городе не имеет. И не только власти не имеет, но и авторитета не имеет среди рядовых граждан. Если он хочет пробить какой-то вопрос, он собирает на публичные слушания чиновников, которые состоят в «Единой России» и в БМР, – а обычных жителей, которые хотят высказать свое мнение, не пускает. Не пойму, почему против него до сих пор не возбудили дело, как возбуждали против Голицына [бывший глава администрации Балаковского района] и Сайфутдинова [бывший и.о. главы районной администрации]. Когда за него взялась прокуратура из-за того, что он не должен иметь собственный бизнес, все надеялись, что его уберут, но всё потом заглохло.
В понедельник Аркадий Алексеевич сообщает, что добавил еще одну запись в свой «аварийный журнал»: «19 декабря, 6:30 – съехали из квартиры к знакомым, потому что стояк стал совсем холодным и находиться в квартире стало невозможно».
ИЗ «КЛОПЯТНИКОВ» СБЕЖАЛИ МЫШИ И ТАРАКАНЫ, ОДНИ ЛЮДИ ОСТАЛИСЬ
В советские годы Балаково стал городов химиков, энергетиков, строителей. Вырастали на глазах промышленные гиганты – возникала необходимость химиков и строителей где-то размещать. Строили быстровозводимые и малозатратные по себестоимости жилища – легкие щитовые двухэтажные дома барачного типа, обшитые изнутри дранкой. Они были рассчитаны на короткий период проживания, и люди с удовольствием заселялись в коммунальные квартиры этих домов. Но ничто, как известно, не бывает так постоянно, как временное.
В народе за такими домами давно прилипло непритязательное название «клопятники».
– Но клопов у нас тут уже давно нет, – заверяют жильцы домов. – Были раньше, но потом куда-то сами исчезли. И тараканов у нас тьма была, а сейчас уже нет. И мышей даже нет.
– Все сбежали от таких условий, одни люди остались, – мрачно добавляет Наталья Караман.
Практически все «клопятники» находятся в аварийном состоянии. Часть домов получили соответствующий статус и планировались к расселению «в 2010, потом в 2012, потом в 2015, потом в 2017, а теперь в 2018 году».
– Мне было семь лет в 1956 году, когда я сюда заехала, а сейчас 67 лет, – рассказывает Наталья Ивановна, жительница одного из «клопятников». – Эти дома привезли с Жигулевска, когда строили здесь Саратовскую ГЭС. Дочку первую родила (ей сейчас 39 лет) – говорили: «Будем сносить», вторую родила (ей 36 лет) – «Будем сносить». А потом говорят: «Оформляйте сами документы, чтобы ваши дома признали аварийными». И в те дома, которые признали себя аварийными, пришли сейчас письма: до 1 января 2017 года чтобы сами снесли свои дома и выселились! Куда?!
Практически все «клопятники» смертельно пережили последствия аварии на теплотрассе.
БЕЗ ТЕПЛА ОСТАЛСЯ ДОМ НА УЛ. ПИОНЕРСКОЙ, 50 – ЗАМЕРЗЛИ ЛЕЖАКИ НА ЧЕРДАКЕ. ЧТОБЫ СОГРЕТЬСЯ, ЖИЛЬЦЫ ДОМА НАГРЕВАЮТ НА ГАЗОВОЙ ПЛИТЕ КИРПИЧИ, СОХРАНЯЮЩИЕ ТЕПЛО, КИПЯТЯТ ВОДУ, ЧТОБЫ СОГРЕТЬ ВОЗДУХ. НОЧИ ЗДЕСЬ ОСОБЕННО ХОЛОДНЫ – ОСТАВЛЯТЬ ВО ВРЕМЯ СНА РАБОТАЮЩУЮ ГАЗОВУЮ ПЛИТУ ОПАСНО.
Работающие тепловые пушки и обогреватели одним своим видом пугают грядущими счетами за электроэнергию. В одной из квартир дома занавесили окна, забаррикадировали все комнаты, оставив самую маленькую – в ней одиноко проживающая бабушка борется один на один с холодом. Многие жильцы ходят по дому в верхней одежде, шапках и зимней обуви.
– Это мне перед вами, гостями, неудобно стало, поэтому валенки я сняла, – объясняется жительница Пионерской, 50, Тамара. На вопрос, обращались ли жильцы в свою управляющую компанию, женщина отвечает: – Сто раз. И в Саратов звонили, но в приемной губернатора нам советуют решать проблему у себя на местах. В управляющей компании нам говорят: «Мы вам всем поможем как сможем – мы взяли вас на заметку. А вообще – ждите, скоро будет потепление!» Мол, весна придет – снега растают.
А в домах по ул. Красноармейская, ул. Розы Люксембург, ул. Революционная, ул. Строительная даже нет управляющих компаний, вселяющих надежду на хорошую погоду – до того бедственно положение этих домов, что никто не соглашается их брать.
По улицам «клопятницкого» микрорайона можно кататься на коньках. Когда в ночь с 15 на 16 декабря неожиданно отключили отопление, во избежание заморозки – пока не переключились на временное теплоснабжение – нужно было слить воду с лежаков, расположенных на чердаках домов. Не все успели спасти свои отопительные системы, даже если предпринимали попытки слива. В итоге в 21 доме в округе полностью либо частично нарушено отопление.
А в одной из квартир верхнего этажа на ул. Красноармейской, 28, весна пришла самым неожиданным образом – ранним утром в субботу из-под потолка полил коммунальный дождь. Он сорвал дешевую пенопластовую плитку, растекся по обоям, побежал по занавескам и сорвал карнизы. Собственники квартиры сутки напролет бегали выносить наполнившиеся тазы с водой. К нашему приходу мужчины, закупив необходимые материалы, своими силами залечили лопнувшую трубу на чердаке.
– Приезжал Канатов [директор МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства»] и сказал, что ремонтировать никто не будет, потому что мы сами ушли в непосредственное самоуправление. А это не мы сами ушли, это нас никто не брал! Мы никому не нужны, остались на произвол судьбы! – заявляет в отчаянии старшая по дому №33 по ул. Розы Люксембург Татьяна Соловьева.
– Вот выборы будут – я пойду по домам и каждому скажу, чтобы на выборы никто не ходил! – заявляет другая старшая по дому, Светлана Алдошина.
– Да господи, там и без нас проголосуют, – отвечают ей другие жильцы «клопятников». Наталья Караман в качестве единственного выхода из ситуации призывает каждого из жильцов пострадавших домов отправить письмо на имя президента с текстом: «SOS! Авария в Балакове! Бездействие ответственных и чиновников!»
КОГДА БЕДА, ЛЮДИ ВСЕГДА КРИЧАТ: «СПАСИТЕ, ПОМОГИТЕ!»
На связь с Натальей Караман выходил зампредседателя правительства Александр Стрелюхин. Он выслушивал последние известия с мест происшествия, обзванивал балаковских чиновников и давал им указания, время от времени сокрушаясь, почему все должно держаться на ручном управлении. Зампред правительства заявил, что ПАО «Т Плюс» возместит все убытки пострадавшим домам, понесенные по вине компании.
ПРИЕМНАЯ БАЛАКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОКУРАТУРА В ВОСКРЕСЕНЬЕ БЫЛА НЕДОСТУПНА. ГУ МЧС ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ВОПРОС ОБЩЕСТВЕННИЦЫ НАТАЛЬИ КАРАМАН, ПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЕТ АВАРИЙНЫЙ ШТАБ, ПРИЗВАЛО «НЕ РАЗВОДИТЬ ДЕМАГОГИЮ». ДАВАТЬ КОММЕНТАРИИ ЖУРНАЛИСТАМ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВЕДОМСТВА ГОТОВЫ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ЗАПРОС В ПРЕСС-СЛУЖБУ.
Оценить масштаб произошедшей аварии мы попросили первого заместителя администрации Балаковского района Дмитрия Поперечного:
– В Балакове 1003 многоквартирных дома, под отключение попало 57 домов. Есть у нас определенные моменты – чтобы вы понимали, в 30-градусный мороз перезапустили отопление в городе после 8-часовой статики. За это время температура в домах не опустилась ниже нормативного +18. В единичных случаях произошло замерзание системы отопления – особенно в «клопятниках» и в некоторых других домах в стояках подъездов. Но говорить о том, что весь Балаково остался без тепла – то же самое, что сказать, что когда разбомбили башни-близнецы, Америка была стерта с лица земли. Ну, вы еще поверьте комментариям некоторых «очевидцев», которые увидели на улицах в Балакове чуть ли не лужи крови, обмороженные тела на улицах…
– Жильцы этих «клопятников» заявляют, что ни одна из управляющих компаний не хочет брать их под свое управление. А еще в домах есть муниципальные квартиры, но муниципалитет не оказывает людям никакой помощи.
– Люди могут наговорить всякой ерунды, я даже обсуждать это не хочу. Вчера мы выезжали на место и организовали по трем адресам ремонтные работы, сегодня – еще по двум. Это несмотря на то, что жильцы этих домов решили, что сами будут управлять своим домом. А когда беда, они всегда кричат: «Спасите, помогите!» – и звонят во все колокола. Но, тем не менее, мы понимаем их ситуацию.
– Будут ли им возмещены убытки, нанесенные по вине ПАО «Т Плюс»?
– Ремонтные работы, которые там проводятся, идут за счет средств «Т Плюс». Все остальное – ради бога, пусть доказывают в судебном порядке, – заявляет чиновник.
Между тем, балаковская правозащитница Наталья Караман настаивает на своем:
– Масштабы последствий аварии намеренно снижаются муниципальными властями. До людей не доносится достоверная информация, чтобы виновным не нести ответственность за происходящее. Меня возмутило высказывание главы Балаковского района Ивана Чепрасова на портале «Суть» о том, что кто-то якобы умышленно обостряет ситуацию, чтобы людям и городу было плохо.
СИТУАЦИЮ В БАЛАКОВЕ ПРОКОММЕНТИРОВАЛИ В ПАО «Т ПЛЮС»
«К сожалению, для ряда домов, попавших в зону ограничения теплоснабжения, устранение повреждения не означало возвращения тепла – в них была разморожена внутридомовая система отопления из-за того, что специалисты управляющих организаций, обслуживающих данные дома, не слили теплоноситель из системы после соответствующего оповещения со стороны теплоснабжающей организации. Данные дома взяты на особый контроль специалистов Территориального управления по теплоснабжению г. Балаково и тепловой инспекции Саратовского филиала «ЭнергосбыТ Плюс». В настоящее время они оказывают всю необходимую помощь управляющим организациям в решении проблемы.
Стоит отметить, что в период осенней регулировки теплопотребления в домах г. Балаково, где наблюдалась нестабильная работа отдельных отопительных приборов, энергетики Саратовского филиала «Т Плюс» оценили состояние внутридомовых коммуникаций. Так, было установлено, что в тепловых узлах домов зачастую отсутствуют приборы контроля за параметрами теплоносителя в нарушение п. 9.2 ПТЭ ТЭ. Внутридомовые системы теплопотребления в нарушение требований п.9.1.59 ПТЭ ТЭ промывались и подвергались испытаниям на плотность и прочность без представителя энергоснабжающей организации».
Источник: Свободные Новости Саратов.
Самая обсуждаемая тема уходящего года.