Опубликован полный текст решения Арбитражного суда Саратовской области по резонансному делу о завышенной московской в два раза стоимости Балаковского мусороперерабатывающего комплекса.
На объект, который построил в Балаково московский концессионер, в реальности было потрачено 357 млн рублей, а не 713 млн, как указано в актах приема-передачи комплекса.
Суд отказал саратовскому минприроды в споре, который имеет большое значение для каждого плательщика «мусорной дани». По сути, дело, которое рассмотрел арбитраж, касается любого лица – хоть физического, хоть юридического, всех владельцев квартир и любого бизнеса, зарегистрированного на территории региона.
«БВ» уже писал, что иск минприроды к АО «Управление отходами» был подан в марте 2019-го, его предмет — мусороперерабатывающий комплекс (МПУ) в Балаково мощностью 150 тыс. тонн отходов. В 2017 году в рамках концессионного соглашения между регионом (коцедент) и «Управлением отходами» (концессионер) объект принят в госсобственность по стоимости 713,5 млн рублей.
Однако в 2018 году Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области (КГРТ), минприроды и Управление федерального казначейства провели ряд проверок и выяснили, что реальная стоимость комплекса — в 2 раза меньше и составляет всего 357,8 млн рублей! Так что концессионер обязан произвести перерасчет стоимости имущества, а также направить в ведомства соответствующие акты приема-передачи. Собственно, это и стало сутью иска минпророды к АО «Управление отходами».
Указанные в иске грехи «мусорного короля» впечатляют: стоимость строительно-монтажных и пуско-наладочных работ завышена на 86,4 млн рублей (здесь и далее все цены с НДС), объем работ, выполненных ООО «Саргорстрой» и принятых заказчиком (регоператор АО «Управление отходами») выше реального на 3,6 млн рублей. Но самое главное – не подтверждена стоимость оборудования и строительно-монтажных работ на более чем 326,9 млн рублей!
Известно, что затраты концессионера компенсирует концедент, а взамен получает созданное концессионером имущество. Конкретно же это имущество и его эксплуатацию оплачивают все плательщики тарифа (в данном случае, на вывоз и обработку ТКО), так что стоимость возведенных концессионером мощностей самым прямым образом влияет на нашу с вами плату. Если стоимость объекта должна снизиться на серьезную сумму — 355,7 млн рублей, то это должно повлечь и снижение тарифа.
Действительно, в решении суда упомянут отзыв на иск от КГРТ, где сказано, что выводы были приняты комитетом «для целей тарифного регулирования услуг по захоронению ТКО на 2019-2022 гг. Тарифное решение с учетом исполнения акта проверки утверждено Постановлением КГРТ №56/81 от 20.12.2018 года».
Но для регоператора вырисовывались и другие, куда более серьезные последствия. Реально затратив на МПК (если верить выводам проверок) всего 357,8 миллиона, «король помоек» еще и получил возмещение от Фонда содействия реформированию ЖКХ на 300 миллионов. Последний транш на 210 млн рублей был перечислен на счет АО «Управление отходами» в федеральном казначействе как раз в 2017 году.
Средства, перечисленные Фондом ЖКХ, – это так называемая плата концедента, ее цель – возмещение сделанных инвестиций. Она была рассчитана на основании той суммы, по которой в 2017 году область приняла балаковский МПК.
И то, что концессионер «надул» концедента на 355 миллионов рублей (как сказано в актах проверок) не только прямо нарушило законные права и интересы региона, но еще и поставило в неловкое положение Фонд ЖКХ.
Он вошел в дело в качестве третьего лица и указал в отзыве на иск, что законом предусмотрены случаи возврата финансовой поддержки.
Львиная доля этой суммы — 210 млн рублей – все еще лежит на счету АО «Управление отходами» в региональном Управлении федерального казначейства. Ведомство уже 2 раза отказало регоператору, когда тот пытался получить эти деньги, сославшись на несоответствие фактически выполненных работ информации, содержащейся в подтверждающих документах.
Вполне возможно, как раз к Новому году регоператор получит доступ к паре сотен вожделенных миллионов. Ибо исход резонансного суда гасит всякие надежды на справедливость в этом крупном мусорном конфликте.
Суд указал, что минприроды выбрало ненадлежащий способ защиты. Как видно из материалов дела, в суде представитель министерства пояснил, что истец не предъявлял какие-либо материально-правовые требования к АО «Управление отходами».
Но – цитируем с сокращениями текст решения — «само по себе требование произвести перерасчет стоимости имущества, обязать подписать акт приема-передачи, не сопровождаемое одновременно требованием о применении имущественных последствий не способно защитить нарушенные права и законные интересы».
Глава юридического бюро «АргументЪ» Андрей Ларин согласен с выводами суда:
— Истец должен был заявить в иске материальные требования, а не просто потребовать произвести перерасчет имущества и подписать новые акты, — сообщил собеседник «БВ». – Если, к примеру, вы подписали с кем-то договор подряда на тысячу рублей, а подрядчик вас обманул, вы должны требовать от него не просто признание обмана, но и выплаченные деньги. Так и в данном случае, нужно требовать возврат неких материальных благ, которые получил недобросовестный, по мнению истца, контрагент.
Как считает Андрей Ларин, проигрыш в этом деле может иметь самые неприятные последствия:
— На мой взгляд, министерство подало заведомо проигрышный иск, а суд рассмотрел его очень формально. Учитывая резонансный характер, министерство, на мой взгляд, обязано попытаться оспорить решение, однако при тех основаниях, которые уже заявлены, шансы на пересмотр минимальны.
Могут ли подать на регоператора сходные по смыслу иски, к примеру, комитет по тарифам или даже федеральный Фонд ЖКХ?
— Эти ведомства были третьими лицами в проигранном споре, поэтому против них сыграет преюдиция, если, конечно, решение первой инстанции устоит, — считает глава бюро «АргументЪ».
Таким образом, история почти что безнадежная. И спасибо за это нужно сказать областному министерству природы, подавшему иск, который оказалось так легко отклонить по формальным основаниям.
В Саратовской области «Управление отходами» появилось в 2013 году, с регионом было заключено концессионное соглашение сроком на 25 лет. Первым объектом стал мусоросортировочный полигон под Энгельсом, строительство оценивалось в 8,1 млрд рублей и финансировалось за счет выпуска облигаций. Затраты на первый этап составили 2,8 млрд рублей.
Концессия по МПК в Балаково была заключена также в 2013, а в 2016 году «Управление отходами» начало строить перегрузочные станции на двух полигонах в Саратове. В 2018 году АО получило статус регоператора по обращению со всеми коммунальными отходами Саратовской области. Деятельность этой структуры, как и работа основного подрядчика по вывозу мусора – компании «Ситиматик» — вызывает в регионе массовое негодование.
Источник: Бизнес-Вектор
Это же логично. Радаев в теме ? Рулит управлением его родственник! Какие еще вопросы?