Кто заплатит за аварию?

отопительный сезон_отопление В течение трех предыдущих недель у Балакова был отличный шанс «прославиться» на центральных телеканалах. Согласитесь, новость об отсутствии отопления одновременно в 140 многоквартирных домах в начале зимнего сезона является из ряда вон выходящей. Второй же сюжет, и тоже со знаком минус, можно было снять о том, как руководство города вместе с теплоэнергетиками изо всех сил старалось критическую ситуацию замалчивать.

Замерзшие во лжи

Только в нашей редакции, начиная с 25 октября, журнал обращений граждан сплошь пестрит записями: «Помогите, мы замерзаем! Нет тепла, нет горячей воды!» В каждом случае текст примерно одинаков, а вот адреса разные. Известно, что люди звонят в редакцию как в последнюю инстанцию. Поэтому можно предположить, какое огромное количество подобных обращений было в управляющие компании, в администрацию БМР и на ТЭЦ-4.

Мы уже писали, как жители города спасались от холода в квартирах – постоянно жгли газ, включали электроприборы на обогрев. Заметим, что речь идет не об одном дне вынужденной «зимовки». Так, одна наша читательница сообщила, что в ее квартире еще ни разу с начала отопительного сезона не было горячих батарей.

Между тем местная власть упорно делала вид, что ничего сверхъестественного не происходит. Иван Родичев, директор балаковского филиала «Т Плюс», на планерках в мэрии продолжал настаивать, дескать мы теплоресурс подаем в полном объеме, это управляющие компании виноваты, плохо работают с внутридомовыми системами отопления. Со своей стороны слесари управляющих компаний наблюдали лишь сотрясение пустого воздуха в ледяных батареях и пытались уличить тепловиков во лжи. Прокурор на своей пресс-конференции 2 ноября заявил, что ему ничего об этом не известно, поскольку обращений граждан не поступало.

Хождение по кругу могло бы продолжаться и дальше, однако кому-то из замерзших граждан удалось дозвониться в Саратов до областного начальства. И ситуация завертелась уже по-другому. Получив «волшебный пендель» от своих старших товарищей, балаковские чиновники зашевелились и собрали-таки комиссию по чрезвычайным ситуациям на местном уровне, по итогам которой пообещали, что все нормализуется в течение трех дней. Но не спеши говорить гоп, пока не перепрыгнешь.

Очень большие вопросы к Балакову

Тепло в дома горожан не пришло и после ноябрьских праздников. А ТЭЦ-4 после очередного заседания комиссии по ЧС (которые стали проходить по два раза на дню) откликнулась в интернете очень туманным пресс-релизом, где обещала содействие управляющим компаниям в наладке отопления.

Официальной причиной проблем с отоплением было названо повреждение теплосети на ТЭЦ-4. После ремонта в системе возникла воздушная пробка, и это привело к снижению подачи тепла. Что же на самом деле произошло, никто не знает. Поскольку теплоэнергетики, являясь монополистами, ясно дали понять балаковской районной власти, кто тут главный, и больно-то в свою вотчину никого не допускали. И лишь после личного вмешательства губернатора Саратовской области теплоснабжение было восстановлено. Об этом было сказано 11 ноября на заседании уже областной комиссии по ЧС.

“У меня очень большие вопросы к Балакову. Почему в течение десяти дней никто не поднимал вопрос о том, что не отапливаются больше десяти домов? Когда я приехал, тепла не было уже в ста домах! Надо объявить выговор замглавы администрации Балаковского района по строительству и развитию ЖКХ Владимиру Попеко, который недостаточно оперативно реагировал на происходящее. Это просто безалаберность!” – заявил на этом заседании зампред областного правительства Александр Буренин, сообщило информационное агентство vzsar.ru.

Критике зампреда подверглась и работа балаковской Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС). “Мы должны работать как часы! А получается, я раньше вас узнаю, что и где произошло. За что ваши ЕДДС на местах получают деньги – непонятно”, – отметил Буренин и добавил, что ждет деятельной реакции глав районов в течение ближайшей недели. “Иначе у нас начнутся кадровые перестановки”, – подчеркнул он, пишет ИА vzsar.ru.

9 ноября высказала свое мнение и балаковская прокуратура. В адрес технического директора, главного инженера Территориального управления по теплоснабжению в г. Балаково Саратовского филиала «Т Плюс» Ивана Родичева внесено соответствующее представление и возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами).

Расплатятся, как всегда, люди?

Казалось бы, инцидент исчерпан. Но у простых жителей осталось очень много вопросов. И главный из них касается оплаты услуг за тепло. Несмотря на то что отключения отопления начались в октябре, платеж населению за этот месяц ТЭЦ-4 выставила в полном объеме. Получается, что люди должны будут заплатить за услугу, которую они не получили. Хотя по закону о защите прав потребителей (ст. 4) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если же качество оставляет желать лучшего, то продавец товара или услуг, как в нашем случае, должен нести ответственность, предусмотренную законом, а убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме.

Кто и как теперь посчитает убытки населения? Сколько было потрачено денег на электричество, на котором работали электронагревательные приборы в квартирах, сколько на газ, который горел днем и ночью, чтобы люди могли согреться? А сколько этого газа ушло на дополнительный нагрев воды! Кто возместит эти расходы?

Много вопросов и к тому, как будут выставляться счета за отопление в тех домах, где нет теплосчетчика. По нормативу? Тогда, получается, счета будут выставлять за некачественную продукцию, что противоречит закону о защите прав потребителей.

Сейчас Балаковское отделение филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» объявило, что перерасчет населению будет сделан. Но для этого каждый житель должен написать заявление и отправить его в энергосбытовую компанию. В этом тоже хорошо просматривается определенное безразличие наших тепловиков к людям. Спрашивается, почему они должны тратить свое личное время, отпрашиваться с работы, чтобы отнести заявление? Если кому-то непонятно, то балаковцы и так уже пострадали от предоставления некачественной услуги. И потом, кто-то пойдет с заявлением, а кто-то и не сможет, тогда их копеечка останется в кармане у «Т Плюс».

Простая арифметика: в Балакове сейчас насчитывается порядка 92 тысяч квартир; даже если тепловики будут принимать в день по 100 заявлений от собственников и нанимателей жилья, то процесс этот растянется на два с половиной года. Стоит ли говорить об очередях, которые сразу же выстроятся в офисы «Т Плюс». Почему бы прокуратуре не выступить в защиту неопределенного круга лиц и не обязать «Т Плюс» сделать перерасчет автоматически?

Еще существует сомнение, что вопрос с наказанием виновных будет доведен до конца, а не спущен на тормозах, как это у нас часто делается. До сих пор не прозвучало четкого ответа, какие меры будут приняты к сотрудникам, допустившим подобную ситуацию.

К самой ТЭЦ-4 тоже много претензий. Создается впечатление, что собственник предприятия, построенного еще в советский период на народные деньги, не вкладывает ни рубля в модернизацию имеющегося оборудования. Хотя просто обязан это делать с тех немалых денег, что мы платим за отопление.

В завершение хотелось бы заметить, что порывы теплотрасс, какие мы наблюдаем нынешней осенью, дальше будут происходить все чаще и чаще.

На наш взгляд, основной причиной аварий является практически полное отсутствие ремонта теплосетей, кроме аварийных случаев, как это было в отопительный сезон 2015-2016 годов. Администрация БМР, передав сети в безвозмездное пользование «Т Плюс», не следит за их состоянием. Подобное отношение к муниципальному имуществу и у местных депутатов, которые представляют в Совете и Собрании интересы жителей Балакова. Даже затрудняемся вспомнить, когда депутаты рассматривали вопрос о состоянии сетей и как расходуются средства, заложенные в тариф «по теплу». Как известно, одна из составляющих этого тарифа как раз и включает в себя расходы на ремонт сетей.

Столь халатное отношение к муниципальной собственности может привести к более серьезным авариям в грядущий зимний период.

М. БЫВАЛЫЙ,
Е. КАРАВАНОВА
Источник: Упрямые факты №45 (513) 15.11.2016

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl + enter

2 комментария

  1. По первому каналу говорили про то что у нас проблемы с отоплением. правда не сказали что балаково, но сделали нарезку из балаково и пояснили, что город в саратовской области без отопления уже несколько недель.

  2. Родичева надо увольнять

Добавить комментарий