Радиация в Балаково. «Белая» гора: неизбежное зло или клад?

Фосагро В фундаменте Балаковской АЭС и в ее 30-километровой зоне обнаружена повышенная радиоактивность, совершенно не связанная с работой атомной станции.

Это обнаружили геологи Саратовского госуниверситета имени Н.Г.Чернышевского, которые более 10 лет отслеживали влияние Балаковской АЭС на окружающую среду с точки зрения радиоактивности.

— Мы давно, еще в 2003 году, выявили странное несоответствие, — рассказывает профессор СГУ, доктор геолого-минералогических наук Юрий Ваньшин. — Вместо ожидаемых химических элементов, которые выбрасывает при своей работе в атмосферу атомная станция, стронций-90, цезий-137, мы получили совсем другие — калий-40, торий, уран. И «откопали» их в фундаменте 6-метровой «подушки» одного из атомных реакторов БАЭС. Для этого пришлось пробурить скважину под четвертым блоком — это уникальный случай в мировой практике при работающей атомной станции! — и достать оттуда доломитовую щебенку. В ней и нашли то, чего не должно быть. Откуда? Детальные минералогические исследования помогли определить, где «зарыта собака». Оказывается, эти химические элементы содержатся в апатитах, поставляемых с Кольского полуострова для переработки на Балаковский завод минеральных удобрений (БМУ). Минералы попали в фундамент станции еще при строительстве вместе со щебенкой, добываемой из открытого карьера недалеко от БМУ.

Атомная станция ни при чем

Каждый, кто хоть раз проезжал мимо Балакова, не мог не обратить внимание на огромную белую гору на фоне дымящих труб ОАО «Балаковские минеральные удобрения». За несколько десятилетий деятельности предприятия здесь скопилось уже более 43 млн тонн отходов производства фосфорных минеральных удобрений, и ежегодно, ежедневно рукотворный Эльбрус фосфогипса продолжает расти.

— Среди многих техногенных отходов Саратовской области особую экологическую опасность представляет фосфогипс, из-за присутствия в нем урана, тория и радиоактивного изотопа калий-40, — считает профессор Ваньшин. — С другой стороны, он содержит ряд неизвлеченных ценных компонентов: фосфор, стронций, фтор, редкоземельные металлы (иттрий, церий, лантан, неодим и др.). Все перечисленные минералы обнаружены нами не только в щебенке из-под четвертого блока БАЭС, а также в 29 почвенных профилях 30-километровой санитарно-защитной зоны Балаковской атомной. И попали они туда, скорее всего, благодаря ветру и воде. Содержание радиоактивных элементов в отвалах фосфогипса превышает предельно допустимые концентрации и формирует синергетический, то есть увеличивающий, эффект загрязнения окружающей среды в радиусе нескольких десятков километров вокруг «белой» горы. Десятки лет фосфогипс развевается ветром, растворяясь атмосферными осадками, загрязняет почвы, подземные и поверхностные воды, создает повышенный радиационный фон. Например, удельная плотность загрязнения за счет вклада (на 90-96%) техногенного калия-40 в ландшафтах левобережья Волги и в пойме реки Большой Иргиз достигла 17-20 Ки/км2, в то время как в правобережных районах не превышает 3 Ки/км2

— По уровню экологической опасности фосфогипс во всем мире относится к отходам III или IV классов токсичности, — продолжает Юрий Васильевич. — В России проблема утилизации фосфогипса, которого скопилось свыше 180 млн т, до сих пор не решена. Аналогичная ситуация и в Белоруссии, где в районе города Гомеля скопилось 20 млн т.

Редкоземельный Клондайк

Попытки решить проблему «белой» горы предпринимались не один раз. По мнению Ваньшина, сегодня необходимо кардинально изменить отношение к фосфогипсу и рассматривать его не как неизбежное зло, а как ценнейшее сырье, месторождение полезного ископаемого техногенного происхождения. Залежи фосфорных отходов содержат промышленные концентрации многих редкоземельных элементов. Еще в 2007 году был разработан проект комплексной переработки отходов с извлечением ценных компонентов из свежего и лежалого (десятки лет) в отвалах фосфогипса, с использованием новейших технологий вместе с бизнес-планом и поэтапным планом реализации. В его основе инновационные технологии, предложенные Александром Самоновым из Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН, которые защищены авторским свидетельством. Имеется и целый ряд патентов.

— Если удалить радиоактивную составляющую фосфогипса, мы получим практически неиссякаемый источник РЗМ, — уверен профессор, а также его коллеги. — Полученную продукцию можно использовать в электронной промышленности, в металлургии, порошковой металлургии, в строительной индустрии, в медицине (чистый гипс). Цена на редкоземельные элементы на мировом рынке поднялась в последние два года в 10 раз из-за ограничений поставок из Китая. Россия может и должна выйти на мировой рынок со своими огромными запасами редких элементов из техногенных месторождений. И Саратовская область может сделать реальный вклад в решение этой задачи. Только Япония и США потребляют в настоящее время около 80% добываемых в мире редкоземельных элементов. Так что реализация проекта ориентировочной стоимостью 2-5 млн руб. принесет миллиардные доходы, значительно снизит риски загрязнения окружающей среды и решит государственную задачу по выпуску редкоземельной и стронциевой продукции. Стоит добавить: если в ближайшее время не будет решен вопрос с утилизацией или переработкой фосфогипса, то при вступлении России в ВТО выплаты БМУ за размещение отходов увеличатся в 10-15 раз (до 600-1000 рублей за тонну в год. Сегодня БМУ платит 15 копеек!!). В таких условиях завод может потерять рентабельность и стать банкротом.

Расстрелять ее из пушки?

По свидетельству ученых, они обращались за поддержкой своего проекта в холдинг ОАО «Фосагро», куда входит БМУ, к менявшимся за эти годы руководителям комитета охраны окружающей среды, к министрам промышленности и энергетики области, к губернатору, докладывали на общественных слушаниях в 2010 году в Балаковском районе (с. Быков Отрог), на нескольких международных конференциях, а в прошлом году на общественном совете областной думы. Но пока сдвигов нет. Правда, БМУ решает вопрос по-своему: реализует фосфогипс для нужд сельского хозяйства и строительства, по сообщению пресс-службы, за 2010-2011 годы продано более 10 тысяч тонн отходов. Эта информация очень беспокоит профессора Ваньшина: фосфогипс идет в дорожное покрытие под асфальт дорог, которые строит «Северсталь», вывозится на ближайшие поля, загрязняя их радионуклидами.

— Однажды на конференции в Саратове меня спросили (кстати, профессор — из аграрного университета. — Авт.), можно ли использовать фосфогипс в качестве удобрения? Я ответил: можно, там 5% фосфора. Только его нужно очистить от радионуклидов, от урана, тория, кислот. Собеседница сказала: «Мы посыпаем его под растения, а они гибнут». Конечно, будут гибнуть, они дурные, что ли! — возмущается Юрий Васильевич. — Совершенно недопустимо как по экологическим последствиям, так и из-за экономической нецелесообразности разбазаривать такую «кладовую».

К попыткам решить проблему следует еще отнести областную целевую программу «Система химической и биологической безопасности Саратовской области на 2010-2013 годы», в которой планировалось выделить на создание технологий по переработке фосфогипса порядка 110 млн руб. в год. Но, как известно, кризис в экономике поставил крест на финансировании этой программы. Впрочем, складывается ощущение, что в отношении снижения загрязнения окружающей среды кризис у нас в России перманентный и вечный. Само предприятие не спешит тратить средства на инновационные проекты и продолжает каждый год наращивать свою «белую» гору на 2,7 млн тонн и даже занимается расширением отвала. А ветер и вода продолжают свое дело — растаскивают загрязнения по полям и населенным пунктам. Что же делать-то?

Нынешний министр — председатель комитета охраны окружающей среды и природопользования Игорь Шопен по этому поводу на заседании в облдуме в сердцах произнес: «Если бы можно было расстрелять эту гору из пушки, я бы расстрелял!». Сегодня комитет разрабатывает новую областную целевую программу «Совершенствование системы обращения с промышленными и бытовыми отходами на 2013-2020 годы». Министр выступил в печати с предложением всем желающим принять участие в этой работе. Пусть предложением от «Известий» в Приволжье будет эта статья о готовом проекте решения проблемы «белой» горы.

Автор: Ольга Никитина
Источник: Известия Саратов (izvestiya64.ru)

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl + enter

3 комментария

  1. Ваш комментарий

  2. ты гляди как удачно место выбрано – один хер земля “сама” фонит!!!
    в отношении такой наглой и глупой лжи – нет слов, блядом буду….

  3. даёшь дороги радиогипс!
    и выберем фосфорных депутатов себе на шею!

Добавить комментарий