«Более всего мошенничества оказывается именно в тех делах, в которых больше всего реестров и счетных книг», – написал Жан-Жак Руссо. Как нельзя лучше эти слова могут быть употребимы к ситуации с ведением реестра акционеров именных ценных бумаг ЗАО «Синяя птица». «Четвертая власть» продолжает расследование о том, как акции акционеров этого санатория чудесным образом оказались в руках супруги бывшего губернатора Саратовской области Павла Ипатова.
Реестр акционеров – ключ ко многим тайнам любого акционерного общества, а тому, кто владеет ключом, не нужна отмычка. Завладев реестром акционеров, группа лиц (по предварительному сговору или без оного) придает незаконным действиям с ценными бумагами ореол законности и гарантий прав собственности на ценные бумаги. Простой вопрос: «Кто ведет реестр акционеров именных ценных бумаг ЗАО «Синяя птица»? По результатам журналистского расследования, ответ на него получается неожиданно интересным.
Вот что рассказал «Четвертой власти» о ведении реестра акционеров Александр Бовтунов, бывший председатель комитета по управлению имуществом области. «В середине августа 2012 г. г-н Ипатов попросил меня оказать ему помощь в консультировании по вопросам корпоративного управления в акционерных обществах. Для оказания помощи мне необходима была информация из реестра акционеров, в т.ч. и ЗАО «Синяя птица». «Реестр акционеров возьмите у Щикуновой», – предложил Павел Леонидович. (Л.В. Щикунова в рассматриваемый период времени занимала должность зам. генерального директора ЗАО ИК «Викор», – «4В»). Через некоторое время я обратился к Щикуновой с просьбой о предоставлении реестра акционеров. Она отдала распоряжение главному бухгалтеру ЗАО ИК «Викор» Е.А. Якушевой привезти реестр. Разговор происходил в помещении ЗАО ИК «Викор» (в г. Балаково, ул.Бульвар Роз, д.13). В дальнейшем разговоре меня уведомили, что реестр акционеров ЗАО «Синяя птица» хранится в ОАО «Балаково-банк» в банковской ячейке на имя Якушевой Е.А., а ведение реестра осуществляется силами ЗАО «Викор». Продолжение истории было достаточно смешным. Павел Леонидович передумал консультироваться по вопросам корпоративного управления после звонка ему Щикуновой, и Якушеву вернули обратно в компанию без реестра».
Как видите, первая неожиданность – ни общество, ни лицензированный регистратор, а некая компания ведет реестром акционеров. Такой вариант вполне возможен в том случае, если ЗАО ИК «Викор» – профессиональный участник рынка ценных бумаг, т.е. имеет лицензию на осуществление данного вида деятельности. Если набрать в любом поисковике фразу «ЗАО ИК «Викор» г. Балаково», то можно обнаружить, что среди перечня видов деятельности данной компании отсутствует информация о ведении реестров владельцев именных ценных бумаг, а равно не удается обнаружить реквизитов лицензии на занятие данным видом деятельности. Остается только гадать, каким образом реестр акционеров ЗАО «Синяя птица» оказался в компании «Викор».
Но данный факт интересен иным обстоятельством, а именно тем, что лицо, предлагавшее подписать акционерам незаполненные бланки, о чем рассказывалось в статье «Синяя птица в руках Павла Ипатова», некая Лариса Николаевна, является сотрудником именно «Викор». Следовательно, и чистые бланки с подписями акционеров, и реестр акционеров в нужное время оказались в руках сотрудника компании, которая не имеет права вести реестр акционеров владельцев именных ценных бумаг ЗАО «Синяя птица». Интересный жанр «журналистское расследование»: со временем ситуация начинает явственно проступать, как изображение на фотографической пластине.
В своих ответах акционерам на запрос о предоставлении документов, послуживших основанием для внесения записи в реестр акционеров о списании акций, врио генерального директора ЗАО Санаторий «Синяя птица» Н.Н. Аржанова, ссылаясь на действующее законодательство, отказывает. Не беремся судить об обоснованности отказа, речь о другом. В ст.7 «Операции регистратора» Постановления ФКЦБ РФ №27 от 02.10.1997г. говорится: «Физическое лицо обязано расписаться на анкете зарегистрированного лица в присутствии уполномоченного представителя регистратора или засвидетельствовать подлинность своей подписи нотариально». Что это значит? Как мы выяснили, ЗАО ИК «Викор» не является регистратором, ну нет у него лицензии, значит, его сотрудники не могут выступать уполномоченными лицами регистратора. Какими же полномочиями в таком случае обладала сотрудница ЗАО ИК «Викор», которая суетливо собирала подписи акционеров на пустых бланках? Она же фактически исполняла обязанности регистратора, т. е. сличала подписи зарегистрированных лиц, «принимала» передаточные распоряжения (пусть и незаполненные), делала проводки в реестре акционеров (списывала акции с одного лицевого счета и заносила количество ценных бумаг на другой лицевой счет) и т. д. Ответы на данные вопросы можно получить только в том случае, когда для обозрения будут представлены документы, хранящиеся в реестре акционеров, вполне возможно увидеть там и нотариально заверенные подписи акционеров, которые никогда не встречались с нотариусом. А почему бы и нет? Алчность безгранична и желание предать лигитимность чистым бланкам с легкостью преодолевает Закон.
Учитывая, что акционеры не смогли получить вышеназванные документы, можно надеяться, что прокуратура Балаково получит доступ к охраняемым тайнам реестра ЗАО «Синяя птица». По заявлению акционеров, она должна провести проверку. Если до этого времени не случиться форс-мажор в отношении охраняемого реестра акционеров – в бытовой практике подобных дел именуемый: пожар, наводнение, растворение чернил в парах кислорода и т.д. и т. п.
P.S. По состоянию на 17 июля 2013г. выписки из реестра акционеров в качестве регистратора подписывала г-жа Н.Н.Аржанова, она же «временно и.о. генерального директора ЗАО Санаторий «Синяя птица». По нашим данным г-жа Аржанова не имеет соответствующего профессионального образования, позволяющего осуществлять деятельность регистратора, деятельностью на рынке ценных бумаг не занималась. Полагаем, что теперь уже не трудно догадаться, кто ведет реестр акционеров ЗАО «Синяя птица», а кто ставит подписи на заранее подготовленных документах из реестра. Впрочем, чему удивляться: каждая «временно и.о.» может управлять реестром!
Источник: интернет-портал “Четвертая власть“
Ну а теперь то что кулаками махать? Ипатова уже захапала акции и СК уже ничего не накапает на нее. Побояться.