Ровно 10 лет экс-замглавы Москомрегистрации Михаил Скворцов потратил ради того, чтобы отстоять свое честное имя. Напомним, что в отношении экс-чиновника были сфабрикованы уголовные дела, а в отношении имущества семьи Скворцовых принимались попытки рейдерского захвата. Данное дело, из-за своей уникальности ставшее одним из сюжетов программы “Момент истины”, интересно тем, что Скворцов долгое время противостоял группе злоумышленников, имеющих связи в МВД, ФСБ и даже в судах.
История началась 10 лет назад, когда жена Скворцова Елена получила предложение от своего знакомого, главы компании “Стекломонтаж” Владимира Леуса. Последний предлагал приобрести нежилую двухэтажку на Большой Коммунистической улице (нынешняя улица Солженицына). Супруга чиновника согласилась. Стороны провели независимую оценку здания, а поскольку женщина брала на покупку банковский кредит, документы проверялись юристами банка. И вот 18 января 2005 года Скворцова купила здание за 28 млн рублей.
Но спустя год после этой сделки “Стекломонтаж” подвергся рейдерскому захвату. Миноритарии компании – Голушко, Иорданиди и Мнацаканян, – используя свои связи среди силовиков и представителей фемиды, добились возбуждения против Леуса уголовного дела и его ареста. В апреле 2007 года участники захвата поставили во главе фирмы Атома Мнацаканяна.
После захвата компании прежние сделки с недвижимостью были объявлены недействительными. Еще ранее на приобретение Елены Скворцовой был наложен арест. А 6 марта 2008 года Люблинский райсуд столицы постановил возвратить вещдоки, среди которых было здание, принадлежащее Скворцовым, “Стекломонтажу”.
Иск новых “собственников” к Елене Скворцовой, поданный ими в августе 2008 года в Хамовнический суд столицы, фактически развалился, поскольку заявление было принято судом с нарушением правил ГПК РФ. Тогда экс-миноритарии решили “дожать” самих Скворцовых.
В октябре 2008 года правоохранители произвели выемку документов у хозяйки здания, так как “следствие усомнилось в их подлинности”.
В феврале 2009-го здание было “возвращено” Скворцовой, но уже через месяц появилось новое уголовное дело – о “преступном сговоре” Скворцовых и Леуса. По словам новоявленных “хозяев”, проданное здание реально стоило не 28, а 106 млн. рублей.
В июне 2009 года у Скворцова прошли обыски. Сначала в отношении экс-чиновника, теперь обвиняемого в мошенничестве в особо крупном размере, была применена подписка о невыезде, но в июле он был арестован. Елена Скворцова была объявлена в международный розыск.
В конце концов, сфабрикованное дело обернулось скандалом: Таганская межрайонная прокуратура отказалась поддерживать обвинение из-за допущенных следствием нарушений УПК. Как выяснилось, обвинение Скворцову вообще не предъявлялось, постановление не содержит его подписи, а факт отказа от подписи не зафиксировал никто, кроме следователя.
Кроме того, следователь оставил без внимания ходатайство Скворцова о смене адвоката, в некоторых материалах дела отсутствовал ордер защитника, а следствие проигнорировало факт наличия экспертизы о реальной стоимости здания. В итоге дело было возвращено на доследование.
Вернулись к нему только в 2012 году. И снова прокуратура отказалась от обвинения Скворцова. Но позднее Симоновский суд принял весьма странное решение, признав экс-чиновника виновным в подделке протокола общего собрания “Стекломонтажа”, и приговорил к четырем годам лишения свободы условно.
И вот в текущем году защита, добивавшаяся полного оправдания Скворцовых, дошла до Верховного суда. Последний постановил, что выводы Симоновского суда безосновательны, доказательства защиты не были приняты к рассмотрению, и, что самое важное, – статья, вмененная экс-чиновнику (подделка документов госрегистрации юрлиц), появилась в УК РФ только в 2010 году, а якобы совершенное преступление датируется 2008 годом. В результате все судебные решения в отношении Скворцова были отменены.
Хотя количество различных нарушений в этом деле просто зашкаливает, факт полного оправдания героя этой истории вселяет надежду, что данное дело – один из последних “отголосков лихих 90-х”, когда подобные методы ведения бизнеса были нормой.