Что вы знаете о январе? Народные приметы и поверья на 15 – 19 января

15 января. Именины – Серафим, Ульяна, Селиверст.

Этот день называли «Куриный праздник». Сегодня принято было ладить насесты, чистить курятники, окуривать дымом можжевельника и вешать там черный камень с дыркой – «Куриный бог» – от домового. До 18 января продолжаются Святки, «святые вечера». Не было Святок без гаданий. Для девушек в этом был основной смысл святочных вечеров. Они собирали колечки, сережки, запонки, разные безделушки, клали их в большое блюдо, накрывали сверху платком. Затем резали маленькие кусочки хлеба и клали их сверху. Сначала девушки пели песню хлебу и соли, потом разбирали хлебные кусочки и прятали их под подушку, загадав желания. Потом трясли блюдо, и каждый ловил по одной выпавшей веще. По пойманному предмету определяли, какая судьба кому уготована. Этот день также отмечали те, чья работа хоть как то была связана с охранной деятельностью. Профессия охранника – одна из самых старых на Руси: еще в те времена, когда на дорогах часто можно было наткнуться на шайки разбойников и грабителей, купцы отправляли обозы с товарами только в сопровождении хорошо вооруженных крепких деревенских мужиков, называвшихся тогда не охранниками, а «сторожниками». Работа была довольно опасной и за нее хорошо платили. В этот день купцы обязательно устраивали пирушку со сторожниками, причем закуска была, по традиции, за счет сторожника, а выпивка – из подвалов хозяина.

16 января. Именины – Гордей, Малафей (Малахий).

«Пришел Малафий – хлеб метелками обмахивай». Тот, кто хочет и в этом году дождаться богатого урожая, должен хотя бы символически совершить ритуалы с урожаем прошлого года: обмахнуть зерно метлой, смахнуть пыль с картофеля и т. п. Считалось, что именно в этот день можно легко выгнать из человека нечистую силу, обратившись за помощью к знахарям и ведунам. Также с их помощью выгоняли темные силы из коровников и овчарен.

17 января. Именины – Афанасий, Ефим, Феоктист.

Часто собаки лают – будет много лесного зверья и дичи. Серое низкое небо, падающий снег и толстый слой инея предвещали плодородный год. Также в Феоктистов день принято было всем селом изгонять черта и нечистую силу.

18 января. Именины – Григорий, Михей, Феона.

Крещенский сочельник, канун праздника Богоявления. По традиции, накануне большого зимнего праздника, у крестьян был ряд обрядов, которые должны были способствовать будущему богатому урожаю, благополучию и здоровью. Например, ели блины – «чтобы в этом году хлеба да масла вдоволь родилось». На стол ставили кутью (особенная рождественская каша с медом). Также это был главный день для святочных гаданий. Коли в крещенскую ночь звезды блестят ярко, то хлеб хорошо уродится. День Богоявление пришелся под полный месяц на небе – к большому разливу рек весной. А если в этот день метет метель – так же будет и всю масленичную неделю. Метель говорит также о том, что летом будут хорошо роиться пчелы. Также если в крещенский сочельник выдался ясный день – можно ждать хорошего урожая гороха, а если пойдет снег – будет много гречки. Те, кто торговал тканями или одеждой, собирали на сочельник снег со стогов, так как думали, что только он сможет держать весь материал в чистоте. Вечером одежду и ткани опрыскивали талой снеговой водой.

19 января. Христианский праздник Крещение Господне, Богоявление, Водокрещи.

Считалось, что в этот день «небо открывается» и потому, любая молитва будет услышана: «О чем открытому небу помолишься, то сбудется». Но основным событием этого праздника, конечно, было водосвятие. Заранее в одном из водоемов делали прорубь. Часто ее называли «Иордань». Происходил торжественный крестный ход, особый молебен, затем получение святой воды – все это составляло внешнюю сторону ритуала, но были еще и некоторые приметы и поверья, за которыми внимательно следили: если во время литургии идет снег, год будет хлебородный, а пчелы дадут много меда. После молебна на реке окунаются в прорубь, полностью освободившись от одежд: больные – в надежде излечиться от болезней, а те, кто рядился в маски и костюмы под Новый год, – с тем, чтобы очиститься от греха. С этого дня наступают знаменитые Крещенские морозы. В старину примечали: «Коли на Богоявление снег сыплет хлопьями – к богатому урожаю, а ясный день – урожай будет скудным».

Страдающие от безденежья ровно в полночь на Крещение отправлялись за водой на реку. Говорили, что в этот момент вода в реках колышется. Перед тем, как зачерпнуть воду из проруби, прислушиваются: если звук у воды глухой, едва – едва различимый, похожий на шелест, будешь шелестеть в этом году бумажными деньгами; если звонкий, похожий на ручеек, – будешь звенеть монетками; если же вообще ничего не слышно, то и денег не будет. Нужно было обратить внимание и на саму прорубь: если она полна воды до краев, значит, год будет денежным, а если вода очень низко, то придется изрядно потрудиться, чтобы обеспечить себя деньгами. Зачерпнув воды, приносили ее домой и так хранили: считалось, что эта вода может простоять несколько лет в закрытом сосуде и не испортиться. Торговцы в те времена имели обыкновение ставить кувшин или банку с крещенской водой на купюры, полагая, что тем самым деньги будет быстрее прибавляться. «Где вода была, там и будет, где деньга есть, там прибудет».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl + enter

Добавить комментарий