Государственная дума приняла закон, устанавливающий новые правила для автомобилей, используемых в такси. Теперь с 1 марта 2026 года в России в качестве такси можно будет использовать только те машины, которые соответствуют установленным требованиям по локализации производства. Речь идет о так называемой «бальной системе», применяемой при госзакупках. Согласно постановлению правительства, допустимый минимум для такси составит 3,2 тыс. баллов, а к 2028 году этот порог вырастет до 3,7 тыс.
Что это означает?
На практике это ограничивает выбор автомобилей для таксопарков в пользу моделей, произведённых преимущественно в России или с высокой долей российских комплектующих. Основными кандидатами под такие требования сегодня остаются модели Lada и ряд автомобилей, собранных по специальным инвестконтрактам (СПИК).
Смягчение требований
В финальной версии закона правительство учло интересы бизнеса: разрешено использовать машины, на которые СПИК заключён до 1 марта 2025 года, а также — при отдельном решении правительства — и те, что подпадут под соглашения позже. Это послабление будет действовать до 1 января 2033 года. После этого останутся только машины, набирающие нужное количество баллов.
Региональные особенности
Для некоторых территорий предусмотрены отсрочки:
-
Калининградская область и Сибирь — требования начнут действовать с 1 марта 2028 года;
-
Дальний Восток — с 1 марта 2030 года.
Почему это важно?
Закон может радикально изменить рынок такси:
-
Часть самозанятых водителей, особенно использующих иномарки, могут уйти из отрасли.
-
Эксперты уже сейчас предупреждают о возможном дефиците машин и росте цен на услуги такси на 10–20%.
-
Кроме того, выбор между комфортом иномарок и поддержкой отечественного автопрома может вновь стать предметом общественной дискуссии.
Таким образом, закон одновременно решает задачу импортозамещения в автопроме и вызывает напряжение на рынке пассажирских перевозок.