Кто и как “осваивает” бюджетные деньги на возмещение перевозчикам пассажиров субсидий, размер которых, составляет около одного миллиарда бюджетных рублей?
На этот вопрос ответ есть, но нет самого главного- данной проблемой не занялись до сих пор правоохранительные органы. Чтобы восполнить этот пробел, мы попытались показать часть “схемы”: как и кто “уводит” и “осваивает” миллиард бюджетных рублей.
Полагаем, данная статья должна стать поводом для масштабной проверки со стороны правоохранительных органов и прокуратуры.
Вы говорите, что у Саратовской области 50 с лишним миллиардов рублей долга? Ну, так, давайте, для начала перестанем “тащить” из бюджета. Давайте, научимся цивилизованно и законно осваивать те деньги, которые у нас есть, и тогда, быть может, наша область будет иметь меньше долгов?
О каком миллиарде рублей идет речь?
С 2011 года министерством транспорта области стали ликвидироваться нерентабельные маршруты в отдаленные села Саратовской области и проводилась приватизация автостанций, банкротство районных АТП. Последние примеры , это банкротство Ершовского и Хвалынского АТП, и местные СМИ прямо называют заинтересованное лицо в этом процессе : депутат Саратовской областной думы и директор “Автокомбината № 2” Андрей Беликов.
Сегодня, так называемая “государственная маршрутная сеть” в Саратовской области полностью отсутствует. Однако, 30 декабря 2015 года Правительством Саратовской области было принято постановление № 678-П, которым установлен новый порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе, при проезде в автобусах городского и пригородного сообщения, при наличии единого социального проездного билета. Проездной билет выдается на 50 поездок в месяц по отрывным талонам, имеющим ежемесячный, соответствующий штрих-код.
Постановление принято, но оно не “работает”, потому что в муниципальных районах Саратовской области льготники, имеющие право получить такой билет , воспользоваться соответствующей услугой просто не могут, так как государственная маршрутная сеть, повторим- отсутствует.
Для поездки на городском электротранспорте, городских и пригородных автобусах, месячные социальные проездные билеты заменяются на единый социальный проездной билет с талонной системой учета разовых поездок на 50 поездок в месяц на всех видах городского транспорта и пригородных автобусах. Стоимость единого социального проездного билета 150 рублей.
Единый социальный проездной билет и отрывные талоны к нему действительны при предъявлении документа, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки и действует в течение одного месяца, является именным, и не может быть передан для пользования другим лицам.
Пассажир проехал, воспользовался правом льготного проезда, отдал талон. Вот после этого, и происходит самое интересное. “Схема” работает примерно так.
Полученные перевозчиком по итогам месяца отрывные талоны представляются в министерство социального развития области в разрезе маршрутов регулярных перевозок. Именно отрывные талоны являются основанием для начисления и выплаты субсидии из областного бюджета за перевозку льготных категорий населения.
По регулярным городским маршрутам субсидируется 8 рублей (из установленного тарифа в 17 рублей) за каждый отрывной талон. По регулярным пригородным маршрутам субсидируются недополученные перевозчиком доходы. Расчет производится по определенной методике и зависит от километража маршрута, и в этом случае, субсидия составляет от 30 до 50 рублей с каждого отрывного талона. Отрывные талоны едины для городских и пригородных маршрутов.
Не секрет, что крупные регулярные перевозчики (“Автокомбинат №2”, “Межгородтранс”) отрывные талоны, полученные на регулярных перевозках льготников по городским маршрутам, перекладывают на пригород, чем увеличивают запрашиваемую субсидию в десятки раз.
Аналогичная ситуация происходит и на маршруте “Саратов-Энгельс”, совмещающий в себе одновременно городской регулярный маршрут и пригородный. Еще находясь в городском режиме, кондуктор продолжает выдавать льготникам билеты “другого цвета”, который выдается при пересечения моста через Волгу.
А в муниципальных районах области еще интереснее работает “схема”! Тут, у регулярных городских перевозчиков массово скупаются полученные талоны.
Идет скупка этих талонов ( как в 90-е шла массовая скупка ваучеров у населения) у жителей районов, которые не смогли воспользоваться своим правом на получение льготной поездки.
И вот, судя по отчетам министерства социального развития области и министерства транспорта области, льготное население Саратовской области достаточно активно осуществляет регулярные городские и пригородные поездки, при этом пригородные поездки осуществляться льготниками стали значительно чаще, чем в предыдущие годы. По тем маршрутам, которых давно не существует, в связи с их малой рентабельностью! Пассажир никуда не едет, а талоны, льготы, а потом и субсидия, есть! “Мертвые” пассажирские души! За что субсидия?
На межмуниципальных маршрутах тарифы на перевозку граждан не устанавливаются и соответственно не субсидируются из бюджета.
Но здесь придумали некую хитрость, полагаем, в интересах разработчиков и исполнителей всей “схемы”. Министерством транспорта и дорожного хозяйства области межмуниципальные маршруты утверждены и переданы по конкурсу перевозчикам с разбивкой на пригородные маршруты. Это гарантирует перевозчику получать с пассажиров социальные талоны и предъявлять их к компенсации из областного бюджета.
Кто же является сегодня основным получателем субсидий за перевозку льготников?
Это ООО “Автокомбинат № 2”, ОАО “Межгородтранс”, ОАО “СарАвтовокзал”, АО “Пассажирское автотранспортное общество № 1”, скупившие обанкроченные районные АТП. При этом, для концентрации денежных потоков, получаемых в виде субсидий с пригородных маршрутов, практически все пригородные с городом Саратовом маршруты, предоставлены ОАО “Межгородтранс”.
Как известно, билеты за наличный расчет, пассажирам на регулярных городских и регулярных пригородных маршрутах выдают кондукторы, или водители. Это “золотое дно”, потому что позволяет не учитывать наличные денежные средства, и не сдавать их в кассу предприятия.
Билеты, выдаваемые водителю, или кондуктору для продажи пассажирам, не имеют обязательных учетных реквизитов, как например, кассовый чек, или билет приобретаемый в кассах.
А билеты, продаваемые пассажирам на регулярных маршрутах, штампуются в любых количествах, нигде не учитываются, и по своей сути, билетами не являются. Поэтому, невозможно учесть, или проверить, сколько пассажиров перевез перевозчик за день, и сколько должна составлять его выручка наличных денег.
О том, как работает эта “схема”, мог бы, например, рассказать подробно правоохранительным органам Кирилл Лаврентьев, который с недавнего времени является генеральным директором Саратовского автовокзала( ОАО “Саратовское объединение автовокзалов и автостанций”).
У него большой опыт работы в этой сфере: он был в Балаково директором автопредприятия.
Лаврентьев еще владеет компанией ООО Транскомсервис, а его супруга возглавляет ИП Лавреньтьева. Это компании перевозчики и работают они через Саратовский автовокзал на балаковском направлении. Семейный бизнес, как говорится, и ничего личного.
Лаврентьев, как мы можем видеть, является ставленником Беликова, и поэтому, послушно будет работать по “накатанным” и проверенным “схемам”.
Например, маршрут Вольск -Балаково всегда был междугородным маршрутом. Но теперь, водители на данном маршруте так же собирают с людей социальные билетики, и “качаются” деньги из бюджета ! На данном направлении работают личные машины Лавреньтьева и Беликова.
Подобные схемы Лаврентьев мастерски применял в Балаково, будучи ранее директором одного из успешнейшего в области государственного предприятия АТП . Но затем, ” распилив” территорию АТП пополам, и оставив в государственном предприятии самый неликвид, и не выплатив в полном объёме предпринимателям все компенсации, довёл ситуацию до транспортного коллапса на городских маршрутах в Балакове.
ИПэшники, которые работали под “крышей” Лаврентьева, были обмануты и “кинуты” на приличные суммы!
В конечном итоге, глава администрации Балаковского района Чепрасов Иван Васильевич был вынужден забрать у Лаврентьева эти объемы работ, и передать их в горэлектротранс города Балаково.
Ну, а теперь, с таким же успехом, имея балаковский опыт за плечами, Лаврентьев не платит перевозчикам на Саратовском автовокзале, а будучи тут в одном лице директором-перевозчиком, сам получает, конечно же, все во время и в полном объеме, вместе с депутатом и директором Беликовым.
Но люди не молчат, и перевозчики уже начинают предъявлять претензии и готовятся к судам. Пришло время навести порядок на маршрутах пассажирских перевозок, в самой отрасли.
Мы рассказали только о самой маленькой “верхушке” айсберга. Тема, которую мы обозначили, ждет не только своего расследования со стороны местных СМИ, но и правоохранительных органов, прокуратуры.
Из бюджета уходят в карманы создателей “схемы” миллионы и миллионы бюджетных денег. Пора с этим разбираться и пора этому положить конец.
Что происходит? Сегодня на регулярных маршрутах перевозку граждан осуществляют индивидуальные предприниматели. Однако, субсидии за фактическую перевозку льготников индивидуальные предприниматели не получают.
Социальные талоны индивидуальные предприниматели сдаются в ОАО “Автокомбинат № 2”, в ОАО “Межгородтранс”…
А последние предъявляют их в Министерство социального развития области и получают денежные средства в виде субсидии, и их присваивают…
( продолжение темы в следующем номере)
Источник: газета “Саратовский Репортер”