Обман впишут в чек

Магазины, систематически обманывающие покупателей разницей цен на полке и на кассе, а также рекламой, обещающей товар дешевле, чем он продается на самом деле, можно штрафовать хотя бы на один процент от годового оборота. Такое мнение высказал в беседе с “РГ” председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

“Годовой оборот у крупных торговых сетей оценивается в сотни миллиардов рублей, и при угрозе миллиардных штрафов управляющие сетями подумают десять раз, прежде чем пускаться во все тяжкие”, – отметил Шелищ.

Два резонансных случая произошли на этой неделе.

Московское областное управление Федеральной антимонопольной службы возбудило дело в отношении торговой сети “Ашан” по признакам нарушения закона о рекламе. В управление обратился покупатель, который заметил, что на баннерах у входа в магазин рекламировалось молоко объемом 1,4 литра за 49 рублей. В отделе же молочной продукции заявитель обнаружил другой рекламный баннер, в котором такая цена была указана за молоко объемом 950 миллилитров.

Во втором случае сотрудники прокуратуры выявили нарушения при продаже игристого вина в магазине “Магнит”: на кассе оно продавалось по 310 рублей за бутылку, на ценнике были указаны 217 рублей. Не соответствовала действительности и заявленная цена негазированной воды – разница составила почти 20 рублей за бутылку. “Директор магазина совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ – обсчет потребителей при реализации товара либо иной обман потребителей. В связи с этим должностному лицу назначен штраф в размере 10 000 рублей”, – сообщили в прокуратуре.

Такими штрафами вряд ли кого испугаешь, нужны серьезные меры, особенно если нарушения становятся массовыми, отметил Петр Шелищ. “Такой инструмент, как оборотные штрафы, есть в арсенале ФАС. Его можно применить в случае признания систематического необоснованного обогащения торговой сети за счет вот таких незаконных действий. Также при больших масштабах, когда нарушаются права многих потребителей, такие действия можно квалифицировать и по статье 159 УК РФ о мошенничестве. В любом случае спасибо ФАС за то, что есть прецедент, связанный с нарушениями закона о рекламе”, – сказал Шелищ.

Покупатель, выявивший несоответствие реальной цены товара той, что указана в рекламе или на полке, вправе потребовать, чтобы ему продали товар по заявленной цене или по заявленному объему. Если магазин отказывается сделать это, можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор или ФАС, добавил Шелищ.

Президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов отметил, что ценник является публичной офертой. Если потребитель выявляет факт несоответствия, ему обязаны сделать скидку на кассе, подтверждает он. “Вряд ли речь идет о массовом обмане, – полагает Карпов. – Бывает, несоответствие цены связано с некомпетентностью сотрудников магазина. Например, они просто не успевают менять ценники в случае окончания акций”. Ситуацию, по словам Карпова, могло бы исправить внедрение системы электронных ценников: оно уже начиналось в 2014 году, но было приостановлено после девальвации рубля, когда импортное оборудование подорожало.

Источник: “Российская Газета”

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl + enter

Добавить комментарий