Российская академия наук потребовала у Министерства образования и науки сделать новый образовательный стандарт более прозрачным. РАН считает, что в нынешнем виде новый стандарт грозит конфликтом интересов и снижает эффективность образования. Для этого, РАН рекомендует создать единую площадку для общественного обсуждения новой версии федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для общей школы. Таким образом, в рамках обсуждения всех заинтересованных лиц, можно избежать конфликта интересов – передает “РБК”.
«В настоящее время сложилась такая ситуация, при которой примерно 90% авторов учебников задействованы в подготовке ФГОС, что создает возможность конфликта интересов, повышает коррупционные риски и снижает эффективность образования», — указывает в своем обращении вице-президент РАН Юрий Балега. Он подчеркивает, что созданы условия, при которых экспертиза может быть использована для конкурентной борьбы и дискриминации конкурирующих научных школ.
В качестве печальных примеров он приводит исключенные из федерального перечня учебники по математике Людмилы Петерсон и Наума Виленкина, пособие по системе развивающего развития Леонида Занкова и учебник по русскому языку Светланы Львовой.
Помимо создания единой площадки для общественного обсуждения ФГОС Балега предлагает Минобрнауки вывешивать на сайте ведомства результаты экспертиз для формирования нового федерального перечня учебников.
Напомним, что ранее ректоры ведущих вузов страны направили в Министерство образования и науки РФ собственное заключение по итогам анализа новой версии федеральных государственных образовательных стандартов для начального и среднего общего образования. В документе авторы делают анализ нового проекта ФГОС, которые уже вторую неделю вызывают самые острые дискуссии в профессиональном сообществе. Авторы заключения приходят к выводу о том, что “в целом историческое содержание проекта стандарта больше напоминает справочник, при недостатке системообразующих идей”, поскольку “проведенное наполнение стандарта темами “для прохождения” смещает фокус внимания с результата (обученности) на процесс (что проходят)”, а “избыточность предложенного материала создает риски перегрузки детей, отказа от предметов по выбору и углубленного изучения”, “новый подход отодвигает на периферию навыки 21 века (метапредметные навыки), которые особо важны для жизненного успеха школьников”, и к тому же, по оценкам авторов заключения, “предложенная трансформация стандартов не позволяет выполнить поручения Президента, направленные на актуализацию содержания образования”.