Люди = Балаково. Федор Полынин: На пределе человеческих возможностей

Металлургический завод Балаково продолжает рассказывать о людях, которые прославили город. Приурочен проект к 260-летию Балакова, юбилей мы будем отмечать в сентябре.

На сегодняшний день Китай считается если не самым близким союзником России на международной арене, то уж точно самым мощным. Между тем, российско-китайская дружба формировалась еще в первой половине ХХ века, и в немалой степени на нее повлияла помощь, которую оказали советские воины в войне Китая с Японией. Одним из этих воинов был уроженец Балаковского района Федор Полынин, участник знаменитого авианалета на японский аэродром на острове Тайвань (Формоза). За эту операцию, выполненную на пределе человеческих возможностей, капитан Полынин получил “Золотую звезду” Героя Советского Союза.

Из дворника в летчики
Фёдор Полынин родился в 1906 году в селе Сухой Отрог в семье крестьянина. Как и большинство детей низших сословий того времени, он вынужден был пойти работать уже в восемь лет, а образование сумел получить только после революции, в Самаре, в рамках программы ликвидации безграмотности (Ликбез), как и один из предыдущих наших героев Константин Кузнецов. Во время обучения в так называемой “школе для взрослых” он работал сначала дворником, а потом чернорабочим на местных предприятиях.
В возрасте 22 лет Фёдор Полынин принял решение связать свою жизнь с армией. Три месяца он отучился в полковой школе командиров взводов, а затем в Вольской объединенной школе летчиков и техников. В ноябре 1933 года был отправлен в составе группы советских авиаспециалистов в Китай, где в 1937 году началась война с Японией.

Удар генерала Фынь По
Фёдор Полынин участвовал в миссии от начала и до конца: от переправки на китайские аэродромы разобранных на части советских самолетов и их сборки, до непосредственно авиаударов, в качестве командира бомбардировочной авиагруппы. В военное время китайские товарищи присвоили ему уважительный псевдоним “генерал Фынь По”.

Операция, принесшая Фёдору Полынину известность и впоследствии звание Героя Советского Союза была проведена во второй половине февраля 1938 года.
Китайская разведка получила информацию о том, что в качестве подмоги измотанной авиагруппировке японцев присланы более 40 самолетов. Командование приняло решение нанести удар по аэродрому их базирования на острове Тайвань (Формоза). Командование авиагруппой из 26 самолетов поручили Фёдору Полынину, на тот момент носившему звание майора.

Операцию приходилось проводить на пределе человеческих возможностей. Вот что писал сам Фёдор Петрович в автобиографичной книге “Боевые маршруты”:
“Решили лететь на высоте 4500— 5500 метров. Мы понимали, что длительное кислородное голодание может тяжело отразиться на самочувствии и работоспособности экипажей. Но другого выхода не было.

<...> Чтобы ввести японцев в заблуждение, решили вначале пройти севернее острова, потом резко развернуться вправо, снизиться с приглушенными моторами до 4 тысяч метров и с ходу нанести удар. А над проливом снизиться еще до двух тысяч метров, чтобы позволить членам экипажей, как говорится, «глотнуть воздуха». Над материком же опять подняться до четырех тысяч метров и идти к аэродрому дозаправки. Полет готовился в строжайшей тайне”.
Положение осложнялось тем, что полет приходилось выполнять над водой на самолетах, которые были сконструированы для использования над сушей. Специалисты признавали, что любое ЧП при этом гарантированно приводило к смерти экипажа.

“Цель все ближе. На белых крыльях самолетов уже видны красные круги. Мой штурман приготовился к сбросу смертоносного груза. И вот машину легко тряхнуло: бомбы пошли вниз…. Вражеский аэродром окутывается дымом и пламенем… Мы сбросили на Формозу 280 бомб… Наш удар был настолько внезапным, что ни один из вражеских истребителей не успел взлететь…

В этот день мы пробыли в воздухе более семи часов”.
Опасения, что экипажи могут не выдержать нечеловеческой нагрузки на организм, оказались не напрасными. Большая часть летчиков прилетели к аэродрому дозаправки с видимыми последствиями длительного кислородного голодания и усталостью. Отдохнуть, однако, не удалось. Из-за появления в небе японских бомбардировщиков была объявлена воздушная тревога. Боясь потерять во время налета всю авиагруппу, Фёдор Полынин принял решение подниматься в воздух сразу после дозаправки. При этом одного из летчиков пришлось заменить из-за того, что он уже не мог управлять самолетом.
Приземлилась авиагруппа не на месте вылета, а на аэродроме возле города Ханкоу. Принимавшие китайцы не знали о планировавшейся операции и долго не могли поверить, что советские летчики действительно сумели долететь до Тайваня, выполнить боевую задачу и вернуться обратно, да еще и без потерь.
О подвигах советских лётчиков в Китае помнят и по сей день. В городе Ухань в их честь установлен обелиск. а молодые курсанты лётных училищ Китая, изучая историю военной авиации, на лекциях слушают рассказы о дерзкой атаке на Формозу и храбром генерале Фынь По.

10 тысяч боевых вылетов Войска Польского
После блестящей операции в Китае карьера майора Полынина пошла стремительно вверх. К началу Великой Отечественной войны он прошел путь от инструктора по технике пилотирования до командира 13-й бомбардировочной дивизии в Белорусском особом военном округе, принимал участие в советско-финской войне. За год до начала нападения гитлеровской Германии на СССР ему присвоено звание генерала-майора, в 1943 году он стал генерал-лейтенантом, а через год после завершения войны ему вручили погоны генерал-полковника.

В октябре 1944 года генерал-лейтенант авиации Полынин был назначен командующим ВВС Войска Польского. В боях за Варшаву и Берлин ВВС Войска Польского совершили в общей сложности почти 10 тысяч вылетов. С ноября 1944 года по май 1945 года ими было сброшено 418 тонн бомб, уничтожены 794 автомашины, 20 танков, до 270 железнодорожных вагонов и 27 паровозов, 106 артиллерийских орудий, а в воздушных боях сбиты 16 самолетов врага. Собственные боевые потери за этот период составили 12 самолетов.

“Советский Союз не скупился снабжать братьев по оружию необходимой техникой. К концу войны польские ВВС представляли довольно внушительную силу. Они уже имели несколько сот боевых самолетов, хорошо оборудованные мастерские для их ремонта, средства связи и многое другое”, – вспоминал после войны Фёдор Полынин в своих мемуарах.

Учитель Гагарина и Терешковой
Несмотря на плотный график и ответственную работу, генерал Полынин находил время, чтобы побывать в родном селе и посетить могилы родителей.
Его внучатый племянник Владимир вспоминает, что в 70-х годах с мальчишками во время перемены в школе заметил в небе вертолет. Они не раздумывая сбежали с урока и побежали в поле на место приземления. Оказалось, что в том вертолете находился Полынин и его сослуживцы. Они летели на учения и по просьбе Фёдора Петровича приземлились на несколько минут повидать родственников.

Вернувшись в школу, ребята рассказали учителю истории, что прилетал генерал Полынин. Учитель же в ответ посетовал, что зря не сбежал тогда вместе с мальчишками с урока.

В школе села Кормежка чтят память земляка-героя. Местная школа носит его имя, и в ней работает музей, в котором хранятся уникальные экспонаты и личные вещи Фёдора Полынина: генеральский китель, фотоальбом со времен службы в Польше, работающие именные часы и фотографии с его учениками: Юрием Гагариным и Валентиной Терешковой.

Герой под номером 110
“Золотая звезда” Героя Советского Союза Фёдора Полынина числится под номером 110. Из балаковцев он первый получил эту высокую награду.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl + enter

Добавить комментарий