Металлургический завод Балаково продолжает рассказывать о людях, которые прославили наш город. Проект приурочен к 260-летию Балакова, юбилей мы будем отмечать в сентябре. Сегодня у нас сразу два героя: купцы-старообрядцы Паисий и Анисим Мальцевы.
В Балакове было много богатых людей, но любовь и уважение горожан снискали не все. Среди таких ярких личностей братья Мальцевы: Паисий и Анисим. Они создали в городе хлебную биржу, построили храм, спасли тысячи людей от голодной смерти. Это были выдающиеся люди, их уважали и почитали по-настоящему, без притворства. Кто такие браться Мальцевы, и что они сделали для Балакова, рассказал настоятель храма во имя преподобного Серапиона Черемшанского отец Михаил (Родин).
Молились и работали
Балаково появился стараниями старообрядцев – людей, которые приехали на берег Волги, чтобы жить и работать. Благодаря этим трудолюбивым людям наш город стал промышленным центром, и путь к этому начался еще в XVIII веке, а не полвека назад, как многие думают.
Краеведы уверены, что переселенцы с острова Ветка в Польше (нынешняя территория Белоруссии) перебрались на нашу благодатную землю немного раньше указа Екатерины Великой в 1762 году, лет на сорок. Они привезли с собой плодородные сорта пшеницы, получали богатые урожаи и продавали их даже в Англию.
Но главный секрет успеха поселенцев крылся даже не в пшенице, а в их моральных и волевых качествах. Они не боялись трудностей, не пьянствовали, не развлекались, а молились и работали. Упорство и трудолюбие привело к тому, что в XIX веке село Балаково становится центром по продаже пшеницы и хлеба. По денежному обороту и объемам грузоперевозок Балаково уступало только Самаре. Балаковские пристани стояли в одном ряду с казанскими и нижегородскими, а до революции Балаково значился на всех российских картах.
Как Мальцевы влияли на курс фунта стерлинга
Яркими представителями купцов-старообрядцев были отец и сыновья Мальцевы. Именно им удалось сделать из Балакова хлебную столицу Поволжья.
Основатель семейства купцов Мальцевых – Михаил Трофимович, переселенец из города Рыльска Курской губернии. В Балаково он поселился, женившись на купеческой дочке из Хвалынска. В качестве приданного Михаил получил недвижимость в нашем городе и решил осесть и вести дела именно здесь. Так в Балаково появилась купеческая династия Мальцевых.
– Бурное развитие Балакова началось со строительства Саратовской ГЭС, а электростанции строились там, где уже была промышленность. Именно поэтому ГЭС построили не в Саратове, а в Балакове, – считает отец Михаил. – После развала Советского Союза многие заводы в областном центре закрылись, а у нас не все, да и сейчас активно строятся новые. А все началось с того, что купцы Мальцевы организовали здесь хлебную биржу.
Как писал один из исследователей того времени, путешественник Фёдор Ефимович Мельников, экономика в то время сильно зависела от курса фунта стерлинга, а курс фунта стерлинга зависел от цен на пшеницу на лондонской бирже. Огромное же количество пшеницы на лондонскую биржу шло из Балакова от купцов Мальцевых, формируя косвенную зависимость курса британской валюты от цен на балаковской бирже.
Спасенные жизни, книги и иконы
Братья Мальцевы, Паисий и Анисим, внесли вклад в развитие Балакова, не только как купцы-миллионеры, а еще и как благотворители и меценаты. В Балакове их знали и уважали, как богатые люди, так и в бедные.
В голодный год Мальцевы не только приютили тысячи людей, которые пришли в богатое село, чтобы спастись от голода, но и кормили их на протяжении всей зимы. За три холодных и снежных месяца было приготовлено 40 000 пудов баранины. Несколько тысяч людей были спасены от голодной смерти. Люди были очень благодарны Мальцевым, и когда в 1914 году Анисим Мальцев умер весь город пришел на его похороны.
Траурную церемонию снимали на кинокамеру, а затем в кинематографах Балаково, Хвалынска и других городов показывали хронику похорон Анисима Мальцева. В музее Хвалынска до сих пор хранится афиша на такой сеанс.
Паисий Мальцев собрал огромную библиотеку. По букинистическим магазинам и антикварным лавкам он скупал редчайшие тома книг: начиная от старинных рукописей и заканчивая современными изданиями на разных языках.
В Ессентуках Мальцевы вместе со своим родственником нижегородским купцом Николаем Александровичем Бугровым построили санаторий для крестьян, переболевших чахоткой. Лечение проводилось абсолютно бесплатно, и при этом в санатории была организована библиотека. Паисий Михайлович пожертвовал несколько сотен книг. Некоторые из них сохранились. Узнать их можно по штампу «Библиотека Бугрова и Мальцева».
Свою большую библиотеку Паисий планировал пожертвовать либо в Саратов, либо в Москву в университет. Сейчас библиотека Мальцева составляет основы книжных фондов Саратовского госуниверситета, Радищевского музея в Саратове, в Российской Государственной библиотеки, которая раньше называлась Ленинской библиотекой. Большая часть коллекции хранится именно там.
Существует версия, что собрание книг у Паисия отобрали большевики. Верна ли она, историки до их пор не могут определиться. Известно лишь, что на момент революции книги были уже упакованы в ящики и вывезены в Саратов.
Анисим собрал уникальную коллекцию икон. Все они должны были разместиться в храме у реки Балаковка. Они относились к дораскольнической эпохе и были написаны в XVI – начале XVII веков. Все иконы из коллекции сейчас хранятся в Третьяковской галерее и Эрмитаже.
Свято-Троицкий храм
Храм должен был стать не только украшением Балакова и нашего края, но и достоянием России. Кроме уникального здания, которое было построено великим архитектором Фёдором Шехтелем, в церкви панировалась уникальная роспись и установка икон, которые были собраны Анисимом. Мальцевы не стали делать что-то обычное, а ведь могли использовать типовой проект, сделать подешевле, сэкономить, но они объявили конкурс и провели его в Москве, среди лучших архитекторов того времени.
На строительство храма был потрачен один миллион рублей. Если перевести на наши деньги – это больше миллиарда. Строительство началось в 1911 году, а завершено в 1914 году.
В 1930-м году из-за налоговых задолженностей храм был изъят в пользу государства. В конце ХХ века храм вернули верующим, но уже не старообрядцам, а русской православной церкви. Старообрядцы же сейчас достраивают новую церковь, и в ее стенах уже проводятся церковные службы.
Продвинутые люди
Отец Михаил утверждает, что старообрядцев отличает гибкость и живость ума, которая позволяет воспринимать все новое в области техники и прогресса. Первыми предпринимателями в России стали старообрядцы. По разным оценкам от 60 до 80% капиталов до революции в стране принадлежала старообрядцам и на своих предприятиях, заводах, фабриках – эти купцы вводили самые передовые новинки производства, завозили лучшие станки.
На Морозовских мануфактурах были общежития с душем, восьмичасовой рабочий день. На территории предприятия были построены не только церковь, но и кинематограф.
– Они были на острие научных исследований, новинок техники: закупали пароходы, строили железные дороги. Если бы не было революции, я думаю, что спонсорами первого полетов в космос были бы старообрядцы, не наверное, а 100%! И сегодня старообрядцы такие же. Мы не чуждаемся технических новинок, не шарахаемся от изобретений, но при этом стараемся в душе, в своём сознании сохранять основу нашего бытия. Помнить, что такое хорошо и что такое плохо, где добро и где зло, правда и ложь – эти вещи должны быть незыблемы. В наше время это трудно сохранить, но мы стараемся.