В 2021 году в российском сегменте страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) происходит рост коэффициента убыточности. Об этом сообщили аналитики международного рейтингового агентства Fitch Ratings. По мнению руководителя рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петра Шкуматова, подобный сценарий был вполне ожидаем как следствие целого комплекса факторов.
«Среди ключевых причин можно выделить увеличение среднего размера убытка по ОСАГО в первом квартале 2021 года почти на 3%, которому предшествовало резкое увеличение стоимости автозапчастей на 20-30% из-за скачков курса доллара и цен на металлы. Также можно отметить влияние на убыточность роста цен от 30 % до 45% на б/у автомобили и новые транспортные средства в дилерских центрах. Далеко не последнюю роль играет повышение аварийности некоторых сегментов, связанное с интенсивностью дорожного движения, сложными погодными условиями во многих регионах, а также зачастую низким качеством работы сотрудников дорожных и коммунальных служб.
Примечательно, что несмотря на естественный рост убыточности в сегменте обязательной автогражданки, страховым компаниям пока удается поддерживать стоимость полисов на достаточно низком уровне. Средняя премия ОСАГО для легкового автомобиля физлица в первом полугодии 2021 года фактически осталась на уровне прошлого года, составив всего 5448 рублей. Бесспорно, это заслуга реформы тарифообразования ОСАГО, спровоцировавшей резкий рост конкуренции между компаниями за безубыточных страхователей, после того как в сентябре 2020 года страховщики получили возможность рассчитывать индивидуальную стоимость полисов на основе специальных тарифных факторов и в рамках тарифного коридора для каждого автовладельца.
Есть большая вероятность, что в рамках дальнейшей индивидуализации ОСАГО, направленной на улучшение качества продукта, включая увеличение страховой суммы по рискам причинения вреда жизни и здоровью до 2 млн руб., уход от учета износа пострадавшего в ДТП транспортного средства, искоренение рудиментов вроде мощностного и регионального коэффициентов, а также с ростом убыточности обязательного автострахования, страховым компаниям придется реагировать и повышать стоимость полисов для отдельных категорий водителей. Однако говорить о единой тенденции роста цен для всех страхователей категорически нельзя, ведь раз страховщики рассчитывают размер страховой премии индивидуально, все будет зависеть исключительно от самих водителей: для кого-то цена ОСАГО вырастет, а для кого-то снизится.
Важно понимать, что повышение цен, в основном, коснется высокорисковых водителей-лихачей, систематически нарушающих ПДД и создающих аварийные ситуации, что в свою очередь может привести к повышению их личной ответственности и стать стимулом к аккуратной и внимательной езде на дорогах. Представителям сегмента автолюбителей, которые ведут себя за рулем аккуратно, не становятся виновниками в ДТП и имеют низкий коэффициент бонус-малус (КБМ), фактически нет смысла волноваться».